Согласно последнему отчету Фонда “Общественное мнение” (http://www.fom.ru/), зимой 2005 г. количество пользователей интернета в России увеличилось до 17,6 млн человек, что составляет 16% взрослого населения страны, сообщает интернет-издание “Вебпланета”.
В рамках проекта “Интернет в России”
фонд “Общественное мнение” ежеквартально проводит социологические опросы, публикуя самые достоверные цифры по аудитории российского интернета. Исследования проводятся с осени 2002 г., а последние данные, опубликованные сейчас, – это уже 10-й выпуск бюллетеня, датированный зимой 2004–2005 гг.
За отчетный период российская аудитория интернета выросла незначительно по сравнению с осенью 2004 г. Шестимесячная аудитория выросла на 0,3 млн до 17,6 млн человек, трехмесячная – до 16 млн (+0,3 млн), месячная – до 14,2 млн (+0,5 млн), недельная – до 10,3 млн (+0,2 млн), а суточная аудитория и вовсе уменьшилась на 300 тыс. до 5,2 млн.
Самыми продвинутыми регионами России по-прежнему остаются Москва и Санкт-Петербург (Северо-Западный регион). В столице количество пользователей интернета составляет рекордные 41% всего населения, что в абсолютных числах составляет 3,6 млн человек, в Северо-Западном регионе – 24%. На третье место в России вышел Дальневосточный регион (15%). Остальные регионы, в том числе Центральный регион без Москвы, имеют уровень проникновения всего лишь 11–13%.
Наиболее активно используют интернет, опять же, москвичи. Около 46% местных интернетчиков выходят в Сеть ежедневно, тогда как средний показатель по России составляет 30%. Эта статистика объясняется тем, что в Москве больше всего тех, кто выходит в интернет из дома – 63% по сравнению с 46% в среднем по стране. Таким образом, в Рунете сохраняется прежний феномен: москвичи в целом составляют 7% населения России, пятую часть интернет-аудитории, но в любой конкретный момент времени каждый третий пользователь в онлайне – из Москвы.
Половозрастные характеристики интернет-аудитории России остались без изменений. Женщины по-прежнему не торопятся догонять мужчин и составляют всего 41% аудитории.
Наибольшей популярностью интернет пользуется у молодежи. Так, сейчас знакомы с интернетом уже 39% россиян в возрасте 18–24 лет (в Москве – 75%), что значительно больше, чем во всех остальных возрастных группах: 25–34 года – 26%, 35–44 года – 17%, 45–54 года – 9%, 55 лет и старше – 2% (в Москве – 7%).
Анализ социологических данных показывает тенденцию на общую “демократизацию” интернета в России: стремительно уменьшается доля пользователей, имеющих высшее образование: она снизилась с 45% до 41% за один квартал. Немного снизился и такой показатель как доход на одного члена семьи, то есть интернет становится все более доступным для различных социальных слоев населения.