Свежие данные, полученные европейским аппаратом Mars Express (http://www.esa.int/export/SPECIALS/Mars_Express/index.html), предоставляют новые, хотя по-прежнему – косвенные, доказательства существования микробной жизни на Красной планете.
Речь идЈт об интересной корреляции распределения мет
на, найденного в атмосфере планеты, с распределением водяного пара и обнаруженными под поверхностью залежами водяного льда.
Биологическое (микробное) происхождение метана – одна из версий (наряду с естественными процессами в глубинах планеты), но – очень реальная.
Европейский спутник вычислил, что в 10-15 км над поверхностью Марса водяной пар хорошо перемешан и равномерно распределЈн по атмосфере.
Однако близко к поверхности он сконцентрирован в трЈх широких экваториальных областях: Arabia Terra, Elysium Planum и Arcadia Memnonia.
Здесь концентрация пара в три раза выше, чем в других областях. Эти области также соответствуют тем участкам, где американский корабль Mars Odyssey (http://marsprogram.jpl.nasa.gov/odyssey/) обнаружил слой льда, лежащий в нескольких десятках сантиметров ниже поверхности.
Метан в атмосфере Марса был обнаружен европейским зондом и земными телескопами ещЈ в марте этого года. Данные с Mars Express показывают, что самые высокие концентрации метана накладываются на области, где сконцентрированы водяной пар и подземный лЈд.
Возможно, вода и метан имеют общий подземный источник.
Исследователи предполагают, что в жидкой воде, скрытой подо льдом и подогреваемой геотермальным теплом планеты, могут жить микробы, производящие метан.
Профессор Колин Пиллинджер (Colin Pillinger) из Открытого университета (Open University – http://www.open.ac.uk/) сравнил ситуацию с той, что наблюдается на земных торфяных болотах, скрытых под коркой вечной мерзлоты.
Годовые колебания температуры и уровня грунтовых вод вызывают активизацию живущих там микроорганизмов и сезонные выбросы метана на поверхность.
Однако доказательства этой гипотезы, по-видимому, удастся собрать лишь непосредственно на месте.