Представить современное информационное общество без печатных СМИ невозможно. И все же имидж прессы сегодня не на высоте. Интерес к печатным СМИ неуклонно снижается во всем мире, и Россия – не исключение. В чем причины падения популярности газет и журналов?
Как показало исследование Аналитич
ского центра Юрия Левады, в целом по России четверть ее граждан (26%) и такая же доля москвичей (25%) не читает прессу регулярно. Каждый десятый гражданин страны предпочитает регулярно читать местные ежедневные газеты общественно-политического содержания, а каждый пятый отдает предпочтение еженедельным изданиям.
Причем даже “читающая” часть населения уважает вовсе не серьезные газеты и журналы. 22% участников опроса заявили о своей любви исключительно к развлекательным и рекламным изданиям их регионов. Более того, по данным социологов, в пятерку самых популярных среди россиян входят “Аргументы и факты”, “Комсомольская правда”, “Спид-Инфо”, “Московский комсомолец” и газета “Жизнь”. Нетрудно догадаться, куда “уходят” читатели: рейтинги телевидения по-прежнему на высоте, рейтинги же интернет-СМИ стремительно растут.
Согласно результатам исследований ROMIR Monitoring, тройка лидеров средств массовой информации выглядит так: первое место респонденты, как и ожидалось, отдали телевидению – 27 часов в неделю, второе – радио (14 часов), на третьем месте Интернет (12 часов в неделю). Последняя цифра – свидетельство более чем серьезного прогресса онлайновых СМИ.
Интересно, но это не чисто российская тенденция. То же самое мы можем наблюдать практически в каждой стране мира. В 2001 году 23% взрослых американцев проводили в Интернете семь и более часов. В 2002 году этот процент увеличился до 24,6%, а в 2003 – до 26,2%, что составляет в абсолютных цифрах 131 млн. 417 тыс. человек.
Кроме того, не секрет, что репутация прессы как таковой явно подмочена. Согласно исследованию, проведенному организацией Freedom House в связи с Всемирным днем свободы прессы, ситуация в этой области за последний год явно ухудшилась, в том числе и в странах, считающих себя демократическими. Что касается России, то из 193 государств, где проводилось исследование, она оказалась на малопочетном 148-ом месте, пишет PRonline.
На вопрос PRonline “Есть ли в России” свободная пресса?” лишь 21% наших читателей ответили утвердительно, в то время как 63% дали ответ “Нет”. 12% считают, что России свободная пресса не нужна вовсе.