Баннеры используются на страничках в качестве рекламы других ресурсов и, как правило, их дизайн никак не связан с содержимым странички, и оттого смотрится несколько отчуждЈнно. Правда , есть одно исключение – локальные баннеры. В этом случае мы можем оформить их, используя мотивы дизайна основ
ого сайта.
При создании сайта необходимо учитывать наличие баннеров и соответственно выстраивать дизайн.
На просторах Рунета популярны несколько типоразмеров баннеров, самые распространенные из которых – это 468×60, 100×100 и 88×31 (обычно называемые кнопками). Баннеры остальных размеров применяются гораздо реже и обычно только для локальных баннерных сетей (125×125, ушки на Lenta.Ru и т.п.)
Кроме отличия в размерах, баннеры могут быть разного типа:
- графические
- html-баннеры
- flash-баннеры
Применение баннеров в качестве рекламного носителя в Сети накладывает на него несколько ограничений. Основное из которых – это “вес” баннера в килобайтах. В популярных баннерных сетях максимальный вес лимитируется цифрами от 10 до 15Кб. Я принимаю за базовую цифру в 12Кб. Если вес баннера больше, то он считается тяжелым и для рекламы непригоден, т.к. время, требуемое для загрузки, превысит среднее время просмотра странички, – проще говоря, баннер не успеет загрузиться.
Для уменьшения веса баннера есть несколько приЈмов, но о них мы поговорим позже. А пока рассмотрим форматы графических баннеров. Их два и они не отличаются от форматов графики на основной странице – соответственно это наша парочка – GIF и JPEG. Формат GIF позволяет создавать анимированные баннеры, эффективность которых, по сравнению со статическими, выше примерно в полтора раза.
При выборе формата баннера нужно придерживаться тех же принципов, что и при создании основной графики на страницах, – если изображение фотографическое, то выбираем формат JPEG. Во всех остальных случаях более подходящим будет GIF. Если баннер анимированный, то выбора нет – только GIF.
Немного отвлечЈмся и поговорим о баннере как о носителе рекламы. С этой точки зрения он очень похож на рекламный плакат. И на то, и на другое посетитель для просмотра тратит не более 3-5 секунд, и в том, и в другом случае реклама занимает относительно большое пространство, и в том, и в другом случае нужно выражать мысли наиболее чЈтко и образно.
Основными элементами баннера с точки зрения рекламы являются слоган и визуальный образ. К разработке и того, и другого следует переходить после уяснения задач баннера. Нет ничего хуже, чем баннер, рекламирующий не то, куда он ведЈт. В этом случае пользователь, нажавший на баннер, оказывается обманутым, и вместо привлечения посетителя мы получаем обратный эффект – вряд ли посетитель придЈт ещЈ раз.
Баннеры можно подразделить на имиджевые и обычные. Имиджевые отличаются от обычных тем, что используют в дизайне элементы основного сайта, цвета и/или логотип. В отличие от обычного баннера, имиджевый работает не только при нажатии, но и само его присутствие раскручивает марку, т.к. баннер однозначно узнаваем и легко сопоставляется с конкретной фирмой или сайтом.
Любой хороший баннер – это некая идея, которая должна заинтересовать посетителя и зажечь в нЈм желание сходить по ссылке. Но нужно понимать, что любой баннер предназначен для определЈнной аудитории (которая совпадает с потенциальной аудиторией рекламируемого сайта).
Начинать создание баннера необходимо с формулировки того, что же рекламирует баннер, и придумывания хорошего слогана. Это очень важно! Плохая фраза испортит самый распрекрасный образ. Придумав слоган, уже можно подбирать иллюстрирующий его визуал.
При измерении эффективности баннеров пользуются термином CTR – измеряемого в процентах и выражающего отношение числа показов баннера к числу нажатий на него. Это не единственный показатель, но наиболее известный. Для обычных баннеров он составляет от 0.5% до 1.5%. Большие значения присущи обычно только порноиндустрии (там может доходить и до 15%).
А теперь займЈмся креативом – будем придумывать идею, слоган и подбирать подходящий образ.
Технические соображения
При создании баннера нужно учитывать, что просматриваться он будет в чуждом окружении, и мы ничего не будем знать о страничке, на которой он окажется, и не сможем предусмотреть цветовой гаммы. Поэтому нам необходимо явно обозначить границы баннера – по его периметру нужно обязательно очерчивать чЈрную рамку шириной в один пиксель. Кроме того, у баннера не должно быть прозрачного фона – обязательно сплошной (но не обязательно одноцветный)
Художественные соображения
Баннер должен нести некую идею, иначе он будет непривлекателен, ему будет нечем развлечь, привлечь, заинтриговать потенциального посетителя. Хороший баннер можно сравнить с головоломкой – она не сразу решается, но, найдя ответ, посетитель получает положительные эмоции и запоминает.
Что такое загадка в дизайне? Вы когда-нибудь видели такие картины, вглядываясь в которые снова и снова ты открываешь для себя что-нибудь новенькое? Это тот самый случай. Дизайнер как бы придумывает загадку, а потом ее “шифрует”, зритель же постепенно открывает эти загадки (в большинстве случаев на подсознательном уровне), а в качестве разгадки чаще всего выступает слоган. Если мы используем анимированный GIF, то возможностей больше, и мы можем разбить загадку на несколько кадров и приоткрывать еЈ постепенно…
За основ мы возьмЈм баннер с применением визуала (так называется фотографический или рисованный образ, который выступает в композиции как центральный элемент). И будем считать, что каждый баннер состоит из следующих частей:
- Слогана
- Визуала, иллюстрирующего слоган (вступающего в игру со слоганом)
- Цветовой гаммы (для имиджевых баннеров цвета часто совпадают с цветом рекламируемого сайта)
- Дополнительного текста (адрес странички, пояснительный текст)
- Дополнительных элементов оформления, подчЈркивающих основную мысль и стиль баннера. В случае имиджевых баннеров очень удобно сделать один шаблон и, подставляя разные слоганы и визуалы, получить целую серию баннеров.
Давайте подытожим наши рассуждения и перечислим этапы, которые нужно пройти, чтобы создать качественный баннер:
- Для начала необходимо выяснить, какую цель мы преследуем, создавая данный баннер. А для этого зададим себе несколько вопросов о том, что рекламирует этот баннер и кого он может потенциально заинтересовать. Поставим себя на место посетителя, который ищет рекламируемый нами сайт, и спросим себя, что бы мы хотели увидеть на баннере?
- Получив ответы на предыдущие вопросы, необходимо сформулировать идею или сценарий (это уже в случае с анимированным баннером).
- Наконец, подходим к придумыванию слогана, который наиболее точно выразит нашу идею или сценарий (придумать нужно обязательно несколько вариантов – минимум 10-15). Остаемся на этом этапе до тех пор, пока придуманный слоган нам самим не понравится. 🙂
- Графическая часть – вот теперь можно запускать PhotoShop и реализовывать идею в картинке. Подбирать из клипарта или самому рисовать подходящий под слоган визуал.
- Делаем первую версию баннера, потом ещЈ одну, и ещЈ одну, и ещЈ одну, пока … не начнЈт очень сильно нравиться.
- Окончательно оптимизируем баннер.
Михаил Мельников
www.cherry-design.spb.ru