Две трети домашних интернет-пользователей продолжают выходить в Сеть при помощи коммутируемого доступа, хотя качество этого относительно дешевого способа оставляет желать лучшего. По данным компании J‘son & Partners (J&P), 85% пользователей dial-up готовы перейти на быстрый Интернет, но платит
за его подключение готовы не более 40 долларов в месяц. Провайдеры же оценивают свои услуги по быстрому доступу не ниже, чем в 100 долларов.
В мартовских отчетах J&P уже рапортовала о революции российского Интернета, в результате которой количество пользователей Сетью составило более 10% населения.
Выяснилось, что 68% пользователей на дому до сих пор подключается к Интернету при помощи низкоскоростного телефонного соединения. При этом для 60% он является единственным каналом для “домашнего выхода”. В первую очередь за счет низкой цены вопроса: за час соединения со Всемирной паутиной провайдеры dial-up просят в среднем от 0,2 доллара. И хотя 15% опрошенных J&P респондентов заявили, что не собираются переходить на выделенный, более скоростной доступ, остальные готовы платить 40 долларов провайдерам, которые смогут избавить их от dial-up.
Между тем цены на подключение широкополосного доступа, зависящие от региона и конкретного места проживания пользователя, пока не оправдывают ожиданий. У АDSL-провайдеров эта стоимость — примерно 150 долларов — дороже за счет дополнительного оборудования, которое необходимо установить для обеспечения доступа. В случае же с домовыми сетями в Москве и регионах цена застыла на отметке не ниже 100 долларов.
Провайдер может пойти на снижение стоимости за подключение до ноля и перераспределить ее на ежемесячные платежи клиента, но он не может убрать стоимость конечного оборудования, которая пока выше 100 долларов, считает генеральный директор компании “Зебра Телеком” Виктор Каледин. По его словам, клиент приобретает дорогостоящее оборудование и таким образом становится привязан к провайдеру. Также он обязан платить ежемесячную плату, даже если в этом месяце он не собирается пользоваться услугами провайдера. “Коммутируемый же доступ гарантирует полную независимость от провайдера и небольшую плату, пропорциональную времени, проведенному в Сети”, — сказал Каледин.
В то же время, считают провайдеры, в массе своей пользователи Интернета нуждаются в более простых услугах, не требующих таких скоростей и объемов. Это услуги электронной почты, ICQ и просмотр wеb-страничек. Среднестатистический пользователь выкачивает в месяц около 100-200 Мб трафика. В этом случае минимальная месячная абонентская плата, гарантирующая 1 Гбайт, просто не расходуется клиентом.
Тем не менее наиболее заметными конкурентами коммутируемого доступа сегодня являются домовые сети (18%) и мобильный Интернет (12%). В то же время, отмечают эксперты J&P, технологии, которые в Европе, США и Юго-Восточной Азии доминируют на рынке домашних выделенных подключений — ADSL и сети кабельного ТВ, — в России пока получили слабое распространение (максимум 4 и 2% соответственно).
Недовольны сложившейся ситуацией на рынке провайдинга и интернет-компании. По их мнению, за счет широкополосного доступа пользователи могли бы сами выступать в качестве поставщиков информации. “Скоростной доступ важен также и для развития различных on-line сервисов, например интернет-торговли. Ведь покупателю виртуального магазина необходимо сначала просмотреть 9 вариантов товаров, чтобы остановиться на десятом. На обычной связи это очень затруднительно”, — сказал Иван Засурский, заместитель генерального директора портала “Рамблер”, заметив, что Интернет нужен быстрый, потому что все остальное — это не Интернет.