Ситуация, которая сложилась ныне на международном рынке поисковых систем, открывает невероятные возможности для интернет-предпринимателей всего мира. В США всерьез заговорили о новом буме на поисковом рынке. Сейчас, чтобы не упустить свой шанс, надо лишь воспользоваться замешательством н
рынке и успеть застолбить самые привлекательные ниши, которые в ближайшие годы могут принести своим владельцам миллионы долларов прибыли.

О глобальной монополии Google и Yahoo на поисковом рынке не слышал и не читал разве что ленивый. По количеству запросов и представленных ссылок уже какой год подряд первенство занимает Google. Однако такая ситуация давно не устраивает не только конкурентов, но и сам рынок. Невероятный трафик и громадное количество поисковых запросов — это лишь обратная сторона медали, налицо же все возрастающие трудности, которые Web-мастера испытывают в продвижении и позиционировании своих сайтов. Ведь ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что Web-страничка, находящаяся где-нибудь на сотом месте ранжирования в Google, может быть более информативна и полезна с точки зрения потребителя информации, чем какая-нибудь Web-страница из первого десятка, умело использующая ключевые фразы и метатеги для удачного ранжирования. Да и не может сравниться числом посетителей (а следовательно, и индексом PageRank, используемым Google для их подсчета) вновь созданный сайт с сайтом, существующим несколько лет и давно позиционирующим себя в Google. Некоторые Web-мастера могут возразить мне: дескать, в Google есть рекламный блок AdWords, и если хочется быть в списке первых, надо лишь разместить там PPC-рекламу (Pay-Per-Click, оплата за щелчок мышью). Так-то оно так, но по некоторым ключевым словам реклама обходится настолько дорого, что о ее целесообразности стоит задуматься, особенно если рекламный бюджет у стартапа ограничен или сайт вообще не коммерческий. Но как бы там ни было, в последнее время в американской специализированной прессе, в рассылках и блогах все чаще говорят о новом явлении на поисковом рынке – вертикальных поисковых системах.
Вообще-то следует отметить, что вертикальные, или, как их еще называют, нишевые поисковые системы (vertical search engine, niche search engine), нельзя назвать чем-то уж совсем новым в Интернете. Дело в том, что в первой половине 90-х годов, когда на рынке поиска не было глобальных игроков, Web-мастера пытались сами создавать автоматизированные каталоги и порталы, так или иначе подчиненные одной теме. Фактически последним ударом по такому положению дел было появление Yahoo, администрация которого решила перейти от узкой специализации к глобальной, чем в свое время произвела фурор на рынке. С тех пор все известные поисковики стали так называемыми горизонтальными, т. е. ведущими поиск не только по узкоспециализированной базе данных, но и по всем доступным ресурсам. Фактически, перебирая доступные Web-страницы, поисковые программы ищут соответствия заданному запросу, и не факт, что найденная страница по теме полностью отвечает требованию, а не является бекдор-страницей*, умело использующей не относящийся к ее тематике запрос для лучшего ранжирования в своей категории.

В 2004 г. 88% рынка глобального поиска делили между собой всего четыре игрока: Google, Yahoo, MSN и America Online. В 2005 г. их общая доля снизилась до 83%. Падение в 5% кажется совсем несущественным, если не вдаваться в реальные процессы на этом рынке. Дело в том, что Google – единственная компания, показывающая стабильный рост на протяжении последних нескольких лет. Так, согласно исследованиям Forrester Research Inc, Google увеличил свое присутствие с 31% в 2003-м до 41% в 2005 г. По мнению Forrester Research, монополизм этих компаний ухудшает их лояльность по отношению к вебмастерам и владельцам сайтов, что создает превосходные возможности для нишевых игроков. Фокусируясь на уникальных услугах и информации, какие не в состоянии обеспечить поисковые гиганты, новые игроки могут отобрать свою долю поискового рынка.

Во многом именно такая ситуация работы с горизонтальными поисковиками и все большая монополизация рынка заставили пользователей сети вспомнить о традиции создавать тематические порталы. Последние в принципе и не уходили с арены, они лишь стали менее популярными. Сейчас же разного рода аналитики пророчат им большое будущее. И если смотреть на вопрос существования вертикальных поисковых систем с позиции маркетинга, то их будущее действительно впечатляет. Косвенным подтверждением тому могут быть бренды, присутствующие в других, более узких сегментах Интернета. Например, eBay, занявший в свое время нишу интернет-аукционов, остается лидером в своей области, несмотря на попытки того же Yahoo создать альтернативный интернет-аукцион под своей крышей. На самом деле подобных лидеров в своих нишах множество (Amazon.com, ICQ.com, Macromedia.com и т. д.), и каждый из них занимает первые позиции только потому, что четко соответствует запросам публики. На это и рассчитывают сторонники нишевых поисковых систем. По мнению большинства авторов статей, с которыми мне удалось ознакомиться в англоязычной прессе, пользователи, четко позиционирующие свои интересы, все реже прибегают к услугам поисковиков, так как те предоставляют общую информацию, которую еще надо долго перерабатывать, чтобы получить то, что действительно представляет определённую ценность. В отличие от них нишевые сайты и порталы дают уже отобранную информацию, этим они и важны для потребителя.
И скорее всего ситуация выглядит именно так, как о ней пишут, иначе Google не инициировал бы услугу Google Web API по доступу к своей поисковой базе, на основе которой можно запустить собственный поисковик. Кстати, большинство вновь созданных малых вертикальных поисковиков идут именно этим простейшим путем. Ведь для разработки поисковика на базе Google Web API не надо быть серьезным программистом, писать мегабайты скриптов, организовывать собственные базы данных, привлекать коллективы специалистов и т. п. Достаточно лишь получить у Google персональный ключ доступа, поместить на сайт пару простых скриптов, поработать над дизайном — и пожалуйста, поисковик готов.
Но поиск поиском, а все же отличительная черта вертикальных поисковых систем – наличие специализированной информации и услуг. Простейшим дополнением к поисковым возможностям такого сайта является каталог ссылок на специализированные сайты, сборник программ, информация, статьи и новости отрасли, в какой себя позиционирует сайт (так, например, поступила немецкая компания Zeitraum GmbH, создав нишевые поисковики для владельцев кошек – cats.yellopet.com, собак – dogs.yellopet.com, лошадей – horses.yellopet.com). И по большому счету при такой схеме, когда сайт интегрирует различные программы и услуги известных поисковых систем для организации собственного поискового движка, используя его не как основной, а как второстепенный инструмент, его и полноценным поисковиком назвать нельзя – скорее это нишевой сайт с расширенными поисковыми возможностями.
Более серьезным и перспективным считается создание собственных баз данных и отвязка от механизмов известных поисковиков. В этом случае БД может быть полностью независимой, а у сайта действительно со временем может появиться возможность стать полноценным нишевым поисковым сервером. Сегодня этот подход уже на полную мощность используется на рынке программных продуктов – www.koders.com (поиск по фрагментам кода) и даже на обувном рынке – www.ThatShoe.com (поиск по моделям обуви). При этом узкая специализация нередко позволяет открыть новые алгоритмы поиска, какие в перспективе могут стать для целой отрасли стандартом де-факто. В этом случае, правда, придется на алтарь успеха положить немало усилий программистов, менеджеров, финансов и времени.
Однако в любом случае с любой схемой цель вполне оправдывает средства. Ведь в момент, когда между основными неповоротливыми игроками на рынке ведется война поисковиков и технологий за растущие многомиллионные рекламные бюджеты, выиграть могут десятки и сотни более мелких и специализированных сайтов, какие в конце концов будут отбирать у лидеров рынка львиную долю прибыли. Сегодня поле нишевых игроков на поисковом рынке фактически свободно. Только-только зарождаются первые ростки конкуренции, поэтому нет речи даже о конкурентной борьбе в конкретных нишах. Во многом ситуация схожа с той, которая сложилась в Интернете в первой половине – середине 90-х годов XX столетия, когда компании, сумевшие закрепиться в нишах и во всеуслышание заявившие об этом, стали лидерами рынка, начали зарабатывать деньги и диктовать свои правила.
По мнению сторонников идеи вертикальных поисковых систем, рост рынка нишевых поисковиков будет обусловлен двумя факторами: наличием отработанных монополистами и доказавших свою полезность механизмов и алгоритмов поиска, а также полной свободой в формировании ниш и целых сегментов специализированного поискового рынка. Источником же прибыли для большинства вертикальных поисковиков пока остается реклама и оплата услуг PPC. И надо сказать, что со временем стоимость рекламы на этих специализированных сайтах будет только возрастать, а индекс эффективности ROI** будет расти за счет узкой специализации вертикальных систем и соответственно большей эффективности рекламы. Тем не менее на рынок нишевого поиска обращают свое внимание и производители, вполне логично считая, что вместо сайта, красочно описывающего производство и продукцию, лучше создать поисковый портал, который станет лидером в своей нише (или даже отрасли) и привлечет дополнительно потенциальных потребителей продукции.
Ну а что с вертикальными поисковиками в Рунете? Да ничего, в Рунете пока не наблюдается активности нишевых поисковых систем. Однако мировой поисковый рынок открыт и для нас, так что любой предприниматель, имеющий свежие идеи в области вертикального поиска, может попробовать свои силы на этом поприще. И вполне возможно, что уже в скором будущем мы узнаем о рождении подобных проектов и у нас.

Интересные вертикальные поисковики
Аncestorhunt.com – поисковая система некрологов. Это большой сайт, который ведет поиск некрологов по базам данных библиотек, университетов, общественных организаций и в других источниках.
Bsdb.com (The Big Cartoon Database/Search Engine) – большая поисковая система по карикатурам. Используя централизованную карту сайта, вы выбираете своего рода категорию и далее, для сужения результатов поиска и повышения их результативности, переходите на следующий уровень предоставления информации.
Celebhoo.com – поисковая система знаменитостей и звезд. На Celebhoo.com вы можете найти информацию о знаменитостях, сплетни, горячие новости из желтой прессы и т. п.
Horrorfind.com – поисковая система Хэллоуина (Halloween). Всё, что касается масок, костюмов, обычаев, информации, музыки, т. е. всего, что связано с этим праздником.
Mrqe.com – Movie Review Query Search Engine, по-нашему это звучит, правда, не совсем гладко: поисковая система запросов кинообзоров. Поиск на сайте ведется среди 480 000 кинообзоров. Для поиска вы можете использовать кроме названия и другие характеристики выбранного фильма. В качестве результата поисковик выдает ссылки на кинообзоры, в которых есть упоминание запрашиваемой фразы.
SplogSpot.com – спамерская поисковая система. В онлайновой энциклопедии Wikipedia читаем: “Спамерский блог (Spam blog), иногда, в качестве неологизма, используется splogs – так называют сайты, блоги, которые владельцы используют только для продвижения партнерских программ”. Контент этих сайтов малосодержателен или вообще взят из аннотации, какую предлагает партнерская программа; страницы содержат множество ссылок на связанные сайты. Часто такие сайты бесполезны и имеют низкую репутацию. SplogSpot.com – поисковая система, созданная просто для того, чтобы находить эти splog-сайты.
TeddyBearSearch.com – да, это поисковая система, ведущая поиск в категории teddy bears (кто не знает, это игрушечные медведи такие, не путать с отечественными плюшевыми). Кстати, на сайте можно провести серьезный поиск по характеристикам, марке производителя игрушечных медведей, стране-изготовителе и т. п.
Webopedia.com – поисковый сайт-словарь по Интернету и компьютерам. Здесь вам растолкуют значения всех сокращений и слов, так или иначе связанных с компьютерами и Интернетом. Отличный инструмент для сквоттеров и всех, кто подбирает англоязычные доменные названия для своих сайтов в области компьютерной техники/технологии и Сети.

___________________________________________________________________
* Бекдор (back-door) – в буквальном смысле “задняя дверь”. В Интернете используют бекдор-страницы, имеющие отобранные ключевые слова и специально подготовленный контент страницы, улучшающие позиционирование страницы в поисковиках по определенным запросам, которые никак не соответствуют тематике сайта. Посетителя такая страница чаще всего автоматически перенаправляет на связанный с ней сайт.
** ROI (Return-On-Investment) – возврат инвестиций. Показатель эффективности рекламных компаний, построенных на соотношении числа посетителей страницы к числу сделанных на ней щелчков или числа посетителей сайта к числу покупателей.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.