Многие наши туристы, отправляющиеся на отдых в Турцию, возьмут там в аренду автомобиль – покататься и без экскурсионной спешки осмотреть достопримечательности. Напомним соотечественникам основные правила турецкого рент-э-кара и особенности национального дорожного движения.
Если на турецкой дороге
вы увидите автомобиль, летящий значительно быстрее разрешенных на местных трассах скоростей, если он стартует, как Шумахер, и с визгом резины входит в крутой поворот серпантина, игнорирует включение поворотников при перестроении и так далее, знайте – это наш соотечественник. Можно поравняться с ним на светофоре, посигналить и пообщаться на родном языке. И будьте уверены, машину в прокат он взял в первый раз. Поэтому так и отрывается. Просто он еще не познакомился с местной дорожной полицией, не ощутил, насколько здесь дорог бензин, и не понял, насколько коварными могут быть турецкие трассы и поведение местных участников дорожного движения…
Но начнем по порядку.
Вообще-то максимальная скорость в Турции – 100 км/ч. В населенных пунктах запрещено разгоняться быстрее 50 км/ч, а на автобанах – 120 км/ч.
Но разгоняться будете позже, сначала автомобиль нужно взять в аренду. Основных вариантов три: обратиться в прокатную фирму, которая сидит на ресепшене в отеле, пойти в город и выбрать первую попавшуюся вывеску “Прокат машин” или поговорить с гидом, который сопровождает вашу группу.
В приличных отелях, как правило, сидят известные прокатные конторы типа Avis, Hertz, Budget, Eurodollar и Europcar. Там цены на самый скромный автомобильчик (например, на Fiat Punto 1,1) начинаются со $100.
С вас, скорее всего, потребуют кредитную карточку или попросят в залог паспорт. Конечно, все надежно и цивилизованно, но уж больно дорого…
Самопальные конторы в турецких местечках возле линии отелей предлагают куда более выгодные условия: аренда там стоит раза в три дешевле, чем у фирмачей. Машины примерно те же самые. Вроде бы это выгодно…
Но вас легко могут обмануть – подсунуть незастрахованный автомобиль. Тогда в случае ДТП придется расплачиваться по полной программе.
Проверить наличие полиса невозможно: как правило, документы, которые подписываются в прокатной конторе, составлены только на турецком языке. Кстати, о страховке: правила тут простые – не кататься в нетрезвом состоянии и не передавать управление лицам, не внесенным в полис (их можно записать до пяти человек). При соблюдении этих нехитрых требований все будет в порядке. И еще один тонкий момент – избегайте брать в прокат скутеры. Эти аппараты вообще не страхуют, а цены на запчасти для них (прежде всего на элементы облицовки) просто запредельные. Упадете, поцарапаете, и расплачиваться будет очень неприятно.
В нормальных отелях к каждой группе отдыхающих приставлен гид. Как правило, это наш соотечественник или выходец из стран СНГ, который знает турецкий язык и имеет связи в местной инфраструктуре. Через него заказываются экскурсии, бронируются места в ресторанах и прочее. Он же всегда готов посодействовать и в прокате машины. Бесспорно, гид накинет свои $15-20 долларов, но зато будет потом с кого спросить.
О ценах этого года – они немного выросли.
Toyota Corolla 1,6 предпоследней модели обойдется в прокате от $50 в день, Hyundai Accent – столько же, Ford Focus 1,6 и Renault Symbol – по $70-75.
Это наиболее распространенные в прокате и неплохие по соотношению цена-качество варианты. И по прожорливости эти машины вполне нормальные, что немаловажно – в пересчете на наши деньги литр бензина стоит в Турции 40 рублей. С экономичными дизелями проблема, найти в прокате их практически нереально. Зато немало достаточно свежих малолитражек, есть из чего выбрать.
При желании можно заказать что-нибудь покруче. Например, очень даже “южный вариант”, кабриолет Renault Megane 2,0, обойдется примерно в $100-120, BMW 318-320 Cabrio – $140-150, а родстер BMW Z3 – под $200.
Правда, в основном все “крутые” машины убиты вусмерть – их берут именно для того, чтобы “популять”.
Итак, выбрали машину, подписали бумаги, выложили деньги на кассу, получили ключи и бумаги. Теперь поехали кататься. Но сразу давайте условимся – не гонять. Во-первых, бензинчик дорог, а при агрессивной езде его уходит немало даже на малолитражке. Во-вторых, штрафы за превышение скорости в Турции немалые. Так, автора этих строк оштрафовали на 170 млн лир ($120) за какие-то лишние 34 км/ч. И, замечу, мне еще повезло.
Турецкоподданные гаишники выполняли план и не стали вымогать деньги на месте – выписали квитанцию, которую нужно было предъявить в прокатном бюро. Жаль, но я ее потерял…
А единой базы по нарушителям ПДД в этой стране нет, тут вам не Европа.
Нечистые на руку блюстители правопорядка на дорогах водятся и в Турции, они под угрозой изъятия прав могут начать требовать бакшиш. Тут надо торговаться, истово торговаться, как на базаре за изделие местной швейной промышленности. Торговцы на рынке тоже не сразу идут на уступки, но идут, причем нормально – скостят половину цены, а то и больше. С этими то же самое. Главное – не горячиться и спокойно гнуть свою линию. Торг тут уместен!
Интересно, но в этой стране на ура прокатывают, казалось бы, совершенно бесполезные к России ксивы. На дороге в Памуккале как раз после составления протокола меня обогнал белый Ford Focus и пошел, пошел… Я сел ему на хвост и с трудом держался, хотя аппараты у нас были одинаковые – 120, 130, 150! А как же полиция?! На заправке разговорились – парень оказался из Москвы.
Выяснились, что против местных “гайцев” у земляка есть удостоверение члена “российского фонда дружбы с Интерполом”, причем слово “Интерпол” на красной корочке выведено очень большими золоыми буквами, по-английски. И действует: турки еще и берут под козырек! Смех, да и только…
Очень часто полиция обозначает место, где они стоят с радаром, конусами-буратинками, расставленными вдоль разделительной. При наличии хорошего зрения и более или менее прямой дороги они видны издалека, так что можно успеть притормозить. Но практикуются и засады в кустах, по-нашенски, так что берегитесь. А на автобанах (они платные – 2 млн лир въезд-выезд, но можно дать $1 – пропустят) кое-где стоят автоматические измерители скорости – будете выезжать через турникеты, тут вас и “примут”. Но эти авторадары, как мне кажется, стоят только за электронными щитами с предупреждением о том, что гонять не надо. Во всяком случае, руководствуясь этим правилом, мне удавалось всегда избежать “раздачи” на выезде с автомагистрали.
Если уж совсем не боитесь за свой кошелек, то знаками ограничения скорости можно пренебречь. Но только на равнине. В горах следует быть предельно внимательным – там к ним лучше присматриваться и, заметив, хотя бы немного сбавить обороты.
Если на горной дороге висит предупреждение о запрете обгона, то лезть нельзя ни в коем случае – вниз лететь очень далеко.
То же самое можно сказать и о знаках насчет крутого подъема или спуска – лучше заранее подоткнуть пониженную передачу, вторую, а то и первую. Не следует забывать о том, что в условиях разреженного горного воздуха, где мало кислорода, мотор тянет куда хуже, так что заглохнуть при крутом подъеме можно легко.
По большей части дороги в туристических регионах Турции хорошие. Знаки, указатели поворотов, разметка, отбойники и столбики с катафотами – ездить приятно. Что там, в глубинке, ближе к Ираку – не знаю, не ездил, не было почему-то желания. Автобаны же – вообще евростандарт. Но нарваться на “дорогу смерти” можно даже в курортной зоне. Так, если ехать от Кемера на запад по побережью, дорога идет по самой кромке моря, над обрывом высотой от 10 до 100 метров, причем обочина отсутствует по определению – ошибся на 20-30 сантиметров, и летишь с обрыва прямо на прибрежные скалы. Отбойников или даже указателей границ дороги там нет.
Следует отметить, турки постоянно улучшают свои дороги, строительные работы ведутся повсеместно. Еще годик-другой, и о таких ужасах можно будет забыть. Но пока что нужно быть предельно осторожным. Да, еще информация для отдыхающих: каждый день с 13.00 до 15.00 дорога с Антальи до Кемера перекрыта – там расширяют полотно и ведут серьезные взрывные работы. Пробки возникают жуткие, так что прибавьте к запретному интервалу еще полтора-два часа на кукование в дорожном заторе.
И напоследок немного про местных водителей.
Ездят турки по российским меркам очень медленно (штрафы большие, а страна в общем-то бедная). При этом ПДД нарушают на каждом шагу, особенно в провинции. Принцип у них такой: как хочу, так и езжу.
Особенно опасны водители тракторов – ночью они выбираются на трассы и неспешно дефилируют с полей, причем никакой светотехники на них нет. На втором месте водители мотоциклов и прочей двухколесной техники – тут можно вспомнить типичную российскую деревню, и тогда все станет понятно. Таксисты же отличаются от всех прочих абсолютной безбашенностью, они уверены, что выкрутятся из любой ситуации, вплоть до “лобовой атаки”. Чаще всего им это действительно удается. В общем, нужно быть предельно внимательным.
Надеюсь, я вас убедил в том, что на отдыхе лучше всего расслабиться и, если уж не лежится на пляже, передвигаться по турецким дорогам степенно. Во-первых, вас ждут дома, а во-вторых, зачем портить себе отпуск – мы и так слишком много нервов тратим на наших отечественных дорогах.