Все мы как-то привыкли к тому, что главная задача CIO – это налаживание и оптимизация информационных потоков внутри предприятия. Вот только смотрим мы на любые бизнесы все-таки снаружи. А с такой точки зрения результаты “оптимизации” видны далеко не всегда. Об этом размышляет CIO World.
Внешние
информационные интерфейсы компаний, как правило, находятся в безраздельном ведении маркетинговых и PR-служб. Но весь фокус в том, что маркетинговые коммуникации в значительной степени стали электронными. И вот тут-то начинаются провалы, а ИТ-составляющая публичной деятельности выглядит совершенно бесхозной. Пиарщики и маркетологи львиную долю усилий тратят на “контент”, доводя до уровня принятых стандартов пресс-релизы и содержание корпоративных сайтов. А затем просто используют те средства, которые предоставлены в их распоряжение “айтишниками”. Которые, увы, редко следят за практикой применения современных технологий. Примеров – масса.
Вот, скажем, крупная американская корпорация, исторически находящаяся в жесткой оппозиции к Microsoft и поставляющая альтернативные решения. Альтернатива проприетарным решениям – это, вообще говоря, хорошо. Минус лишь в том, что электронная почта, содержащая пресс-релизы об очередных достижениях компании, в течение многих лет требовала насильственной перекодировки. Ведь, как ни верти, большинство пользователей в стране работают именно на PC под управлением Windows, а значит, штатно используют кодовую страницу 1251 – при всей любви к конкуренции, рынку и альтернативам.
С точки зрения практики public relations, ситуация, когда ни текст сообщения, ни его тема не могут быть прочитаны львиной долей получателей сходу – критична. Если это ИТ-компания, то – критична вдвойне. А если таким образом компания сообщает о своих успехах, то и, пожалуй, втройне. Кто должен решать эту проблему? Пиарщики? Так они по всем правилам написали пресс-релизы и разослали получателям. Может быть, это проблема ИТ-специалистов? Возможно… Но ведь формально почта – “ходит”. А значит, и придраться вроде бы не к чему.
То же самое происходит и с большинством корпоративных сайтов. Принято считать, что ответственность ИТ-специалистов заканчивается в тот момент, когда сервер перестает “падать” или “виснуть” и вообще “работает”. Остальное – заботы тех, кто размещает на сайте буквы и картинки. Буквы часто складываются во вполне внятные слова, предложения и даже – порой – в мысли. Картинки также могут стоять на своих местах. Но пользоваться большинством корпоративных сайтов все равно бывает очень неудобно. Регистрация и навигация, система ссылок и, в целом, “карта сайта” – все это драматически далеко от канонов usability. А ведь сайт – это не только контент, но и информационная система, которая просто обязана соответствовать целому своду норм и правил! И уж особенно приятно, когда на первой странице такого сайта висит бодрое сообщение об очередных успехах компании в сфере автоматизации.
На днях, купив новый мобильный телефон, я решил воспользоваться простой и, как считается, массовой услугой – загрузить понравившуюся мелодию, так называемый “рингтон”. Отправил SMS-сообщение. Получил в ответ адрес мелодии на wap-сайте. Оставалось сделать всего один шаг, но именно тут-то все и началось. С пятой попытки, призвав весь свой прежний опыт работы с программными системами, я наконец-то догадался: некоторые “нули” в ссылке – это, вероятно, буквы “о”. Или наоборот. Еще четыре итерации и – музыка наконец-то заиграла. Естественно, никакого удовольствия от использования столь изощренным образом поданной “услуги” я не ощутил. И имидж поставщика услуг связи, а также его партнера, торгующего (!) музыкальными сигналами вызова, в моих глазах вовсе не улучшился. Знает ли о таких мелочах CIO “ведущего российского оператора мобильной связи”? Вряд ли. Должен ли? Не знаю. Но в следующий раз, когда компания будет рассказывать о своих достижениях в сфере ИТ, этот осадок обязательно всплывет.
Копаться в хитросплетении внутрикорпоративных ИТ-процессов – занятие важное и нужное. Вот только внешних интерфейсов пока никто не отменял. А ведь встречали, встречают и будут встречать – по одежке.