За последнее 10-летие восточные единоборства прочно вошли в наш быт. Мы узнали японские дзюдо и айкидо, китайское ушу. Вьетнамские школы боевых искусств и по сей день остаются для нас белым пятном. Между тем, во многом благодаря уникальному умению воинов сражаться без оружия, маленький народ давал о
пор агрессии и 4000 лет назад, и в наши дни.
Чан Чунг Зунг более 20 лет живет в Киеве и обучает украинцев премудростям вьетнамской борьбы. Невысокого роста, худенький, он мог сойти за подростка, если бы не проседь в волосах, если бы не грустный взгляд внимательных глаз.
Заниматься боевыми искусствами Зунг начал с 7 лет. Первым его учителем стал дедушка Чан Ван Тхо. Старика люди почитали: он славился тем, что бескорыстно лечил травами, мог запросто вправить вывихнутый сустав, быстро заживить рану. Дедушка ходил в джунгли без оружия и часто приносил оттуда бенгальских тигров, которых побеждал в рукопашном бою.
Обучение боевым искусствам – это многочасовые тренировки тела и духа. И дедушка заставлял детей до получаса смотреть на солнце, хотя от этого вполне могла бы отслоиться сетчатка. Однако Зунг был очень прилежным учеником и глаза натренировал. Увидев особое терпение и трудолюбие мальчика, дедушка решил воспитать его Хранителем семейной Школы боевых искусств.
Однажды Чан Ван Тхо, занимаясь энергетическими упражнениями, решил продемонстрировать внуку, чего можно достичь на высших ступенях мастерства. Мальчик отвлекся, а когда взглянул на дедушку, у того… не было головы. Зунг испытал необыкновенный страх, но дедушка, вернув себе привычный облик, объяснил: когда человек концентрирует в себе энергию, то не только голова, но и все тело может стать невидимым.
В конце 70-х годов Зунг приехал в Киев, закончил машиностроительный факультет КПИ и встретил здесь свою судьбу – Татьяну. С ней и остался. Но инженером так и не стал. Преподавал искусство вьетнамской школы “Южный Шаолинь” в Украине, России, Беларуси, за что Ханойская ассоциация боевых искусств присвоила ему в 1990 году звание “Мастер – глава Школы Южный Шаолинь”. Но он, как продолжатель семейной традиции, мечтал о собственной школе. И шел к этому почти 40 лет.
Зунг приобщил к занятиям жену и сыновей. Старший – Сон Дио – нынче учится в Ханойском мединституте. И после освоения премудростей вьетнамской медицины, намерен вернуться в Киев. Младший – Ан Тон (так по-вьетнамски звучит наше имя Антон) – школьник. Оба в совершенстве владеют приемами борьбы.
Что же особенного в школе Чан Чунг Зунга? Само ее название – “Древнее боевое искусство – духовная сокровищница воина” – указывает на духовное совершенствование. Школа готовит человека не столько к самозащите, сколько оздоравливает и помогает достичь гармонии с природой. Ведь все движения этой борьбы повторяют повадки зверей. Главенствующую роль играет образ тигра. Народные поверья Востока наделяют его способностью отпугивать нечистые силы. Поэтому вкрадчивая кошачья пластика в сочетании с решительной и упругой силой очень напоминают движения этого хищника. Руки мастера Зунга на глазах превращаются то в когтистую лапу тигра, то в голову кобры, готовой к прыжку, то в клюв журавля – щипковые приемы не менее опасны, чем удар кулаком. В технике боевых искусств также используются образы дракона, леопарда и обезьяны. Своеобразные позы, умение “мягко”, как в подушку, “принять удар” и, мгновенно сконцентрировавшись, короткими импульсивными ударами на разных уровнях дать отпор – это уроки природы. Комплекс дыхательных упражнений и медитация помогают и силы восстановить, и послать при необходимости энергию в любую часть тела.
Зунг, как и подобает мастеру, придерживается режима питания. В основном это овощи, рис, как хлеб ко всем блюдам, ест он и мясо, рыбу, птицу. Любит и умеет готовить украинский борщ.