Мама, он опять меня посчитал!
 





 
Грегори Скибиски, слева, и Тони Джибейра из компании Sense Networks, которая с помощью гео-данных делает прогнозы и даёт рекомендации предпринимателям и просто потребителям.
Мы находимся почти на самом пике популярности устройств, которые в любой момент готовы определить местонахождение своего владельца. Системы глобального позиционирования (GPS) входят в число самых популярных электронных устройств массового потребления – так считает Клинт Вилок, исследователь из ABI Research, которая отслеживает тенденции на рынке технологий. Всё больше мобильных телефонов выпускается со встроенными чипами GPS. Каждое из этих устройств генерирует данные, на основе которых можно многое сказать о том, как люди проводят свою жизнь.

Подобные данные могут кардинальным образом расширить наши знания о поведении потребителей, позволив предпринимателям заблаговременно предсказывать возникновение новых экономических трендов, предложить более точные инструменты, позволяющие выбрать самое подходящее место для офиса или торгового центра, а также открыть более эффективные способы рекламы.

Недавно, в журнале Nature была опубликована статья, посвящённая исследованию мобильных «гео-следов», которые оставляли 100,000 человек в одной европейской стране, на протяжении шести месяцев. По результатам исследования, в большинстве случаев, маршруты движения людей можно было легко предсказывать. Зная закономерности этих маршрутов, можно вычислять их вероятность и отслеживать их изменения. 

«На самом деле мы исследует не случайности, хотя они и могут казаться простыми совпадениями», – говорит один из организаторов исследования, физик из Northeastern University, Альберт-Ласло Барабаси. 

Рассортировать все эти данные, конечно, задача не из простых, однако, компания Sense Networks недавно выпустила программу Macrosense, которая представляет собой инструмент, предназначенный именно для подобных целей. Чтобы анализировать огромные массивы данных, которые связанны с местонахождением, а также, делать прогнозы или предлагать рекомендации по различным вопросам – к примеру, где было бы наиболее выгодно открыть новый магазин – Macrosense использует сложные алгоритмы обработки статистики. Руководитель и сооснователь компании Sense, тридцатичетырёхлетний Грегори Скибиски, сообщает, что они тестировали свой продукт при участии крупной торговой сети, крупной фирмы финансовых услуг и большого страхового агентства.

 






Программа показывает загруженность улиц в Сан-Франциско.
Второй руководитель и сооснователь Sense, по имени Тони Джибейра, также 34-ох лет отроду, пояснил, что: «Мы можем прогнозировать наплыв туристов, мы можем предсказать, насколько уверенно чувствуют себя потребители в конкретном районе, мы можем многое рассказать ритейлерам о том, например, какие у них есть конкуренты, или о том, из какого района города приходят клиенты».

Господин Джибейра, который также является профессором информатики в Колумбийском Университете, пояснил, что подобные выводы основываются на огромной базе данных, которая создавалась на протяжении нескольких лет. Изначально, Sense разрабатывала свои системы, используя такие источники, как фирмы по вызову такси, которые позволяли работать с их гео-данными за определённый период. Кроме этого, Sense использовала такие общедоступные источники, как прогноз погоды, а также закрытые источники, которые компания предпочитает не называть. «В нашем распоряжении находятся три четверти из миллиарда возможных источников данных в одном отдельно взятом городе», – сообщил Скибиски.

Статистическая модель господина Джибейра анализирует подобные «следы», и пытается определить, на сколько они коррелируют с такими явлениями, как посещаемость туристами или продажи в торговых сетях. Это сложные алгоритмы. Но даже, несмотря на это, модель удаётся применять отнюдь не во всех случаях, для которых Sense её создавала, и часто причина этого в нехватке данных. Господин Джибейра считает, что при наличии всех необходимых данных, модель отлично работает. В начале этого года, несколько страховых компаний сделали инвестиции в Sense.

Инструмент Macrosense позволяет компаням использовать “reality mining” – понятие, которое ввёл в оборот исследователь из M.I.T., Сэнди Пинтлэнд, который также был одним из сооснователей Sense, а сейчас консультируют компанию по поводу вопросов прайваси.

Sense не единственная компания, которая работает с «reality mining». Дочерняя компания Microsoft, под названием Inrix, использует данные Интернет-трафика для прогнозирования посещаемости ресурсов. Британская компания Path Intelligence, наблюдает за передвижением людей в торговых центрах, используя данные, получаемые от мобильных телефонов. 

«Reality mining» достаточно остро ставит вопросы, связанные с прайваси, особенно, когда дело касается данных, получаемых от мобильных телефонов. Например, в США, в большинстве случаев, мобильные операторы могут совершенно легально предоставить третьим лицам гео-данные своих клиентов, без их ведома.

Господин Скибиски заявляет, что Sense интересует лишь собрать базу данных, чтобы определить глобальные закономерности, но отнюдь не следить за отдельными людьми. Однако он признаёт, что проблема прайваси существует. Он полагает, что люди должны иметь право на собственные данные, принимать решение относительно предоставления этих данных третьим лицам и получать за это соответствующее возмещение. Согласно его изначальному замыслу в 2002-ом году, компания должна была платить людям за их данные, однако формула начисления этих выплат оказалась слишком сложной, чтобы применяться на практике.

Вместо этого, Sense приняла решение рассчитываться за данные натурой. В тот же день, когда была выпущена Macrosense, компания объявила о том, что разрабатывает очередной программный пакет под названием Citysense, который, используя гео-данные, сможет прогнозировать посещаемость различных городских мест и заведений, отображая свои предсказания на карте. Потребители, располагающие устройством iPhone или BlackBerry, могут зарегистрироваться для получения услуги, что не потребует сообщения никакой персональной информации. По прошествии некоторого времени, программа изучит закономерности в их поведении и начнёт рекомендовать подходящие места, которые соответствуют их вкусам, или же покажет им наглядно, куда ходят люди со схожими привычками. Если же у пользователей возникнет желание удалить личные данные, они смогут совершить это в любое время.

Практически не остаётся сомнений в том, что такие предметы ежедневного обихода, как сотовые телефоны и автомобили, станут нашими постоянными соглядатаями. Тем более, за всё время существования этой индустрии, ниша гео-сервисов продолжает оставаться незаполненной. Фирма Gartner, которая занимается консалтингом, а также проводит исследования в области технологий, считает, что рынок, который включает в себя различные устройства для поиска и навигации, а также получения различных услуг, в этом году почти утроит свою стоимость – с $485 миллионов в 2007 до $1.3 миллиардов в 2008, и достигнет $8 миллиардов в 2011. 

Аналитик из Gartner, Аннет Зимерман считает, что такой инновационный сервис, как Macrosense может рассчитывать на довольно большой рынок.

Она полагает, что существует множество компаний, которые ни как не используют данные, которые просто «лежат у них мёртвым грузом». Именно эти данные могут превратить Macrosense в мощный инструмент.

Тем не менее, модели, которую предложила Sense, ещё потребуется доказать свою работоспособность.

«Дело в том, что гео-данные стали доступны относительно недавно, и мы пока не располагаем хотя бы даже десятилетней базой этих данных», – сообщает Тэд Морган, основатель и руководитель Skyhook Wireless, которая продаёт услугу, позволяющую с посредством точек доступа WiFi получать информацию об их личном местонахождении.

«Но если же их алгоритмы действительно могут делать то, что они говорят, мы наверняка будем тесно с ними сотрудничать», – сообщил господин Морган.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.