В интернете появилась необычная поисковая система под названием GNOD [GlobalNetwork of Dreams – http://www.gnod.net/ever/]. В отличие от обычных поисковиков,которые ищут только то, что у них просят (или, по крайней мере, пытаются этоделать), GNOD ищет то, что у него могли бы попросить.
Система ст
оится вокруг баз данных, заполняемых самими посетителями. Их несколько:сейчас поиск ведЈтся в базах музыкальных групп, фильмов и книг. Все они работаютодинаково. Поклонник определенного музыкального направления может ввести названиясвоих любимых групп и получить список похожих коллективов, про которые он, возможно,даже никогда не слышал.
При поиске в музыкальной базе данных, каждому посетителю предлагается назватьтри своих любимые группы, после чего на экран выводятся названия похожих коллективов.Схожесть определяется на основании запросов предыдущих пользователей. То есть,если один посетитель любит группы “А”, “Б” и “В”, а другой группы “А”, “В” и”Г” – то первому, скорее всего, понравится коллектив “Г”, а второму – группа”Б”.
Впрочем, ошибки неизбежны, и программа учитывает это. Поисковик просит сообщить,насколько каждая найденная ссылка соответствует запросу. Есть три варианта ответа:”мне понравилось”, “мне не нравится” и “я об этом ничего не знаю”. Таким образомбаза данных постепенно структурируется, а между еЈ записями устанавливаются связи.Создатели GNOD подчеркивают, что система является полностью самоорганизующейся.
Нужно отметить, что поиск в GNOD действительно эффективен и строится на основепользовательских предпочтений, а не на основе жанровой, географической или временнойклассификации элементов. Это касается как поиска музыки, так и книг или фильмов.Единственным недостатком системы можно считать небольшой объем базы данных. Достаточнымего можно считать только для экспериментальных целей. Впрочем, база – это делонаживное.
Похожие хотя бы по внешним признакам системы уже существуют или разрабатываютсядругими компаниями. В частности, на торговых сайтах типа американского Amazonпри поиске товара выдается список “похожих” товаров. Здесь, впрочем, критериемявляются не вкусы и предпочтения, а одновременная покупка нескольких товаров.Похожая система есть и в российском магазине Озон.
Над другой весьма интересной системой работают в недрах Google Labs. Она получиланазвание Google Sets и основана на механизме подбора “похожих” веб-страниц (similarpages), уже реализованном в основном поисковом движке Google. Интерфейс GoogleSets чем-то напоминает GNOD – посетителю также предлагается указать несколькоэлементов для поиска сходных предметов или понятий. Однако релевантность результатовв случае GNOD значительно выше. Что играет здесь большую роль – интеллектуальностьиспользуемых алгоритмов или меньший объем базы данных, сказать пока сложно.