Table of Contents
Скорость загрузки и инструмент PageSpeed Insights от Google уже давно входят в работу SEO специалиста. После того как Google в июле 2018 объявил что скорость загрузки страницы становится фактором ранжирования, улучшением этой самой скорости занялись даже те кто раньше не верил в её значимость и отказывался с этим возиться.
Но действительно ли скорость загрузки настолько важный фактор ранжирования что необходимо тратить десятки часов работы разработчика на достижение результата? Показателей скорости загрузки целое множество, но какие из них наиболее важны? Во всех ли тематиках важна скорость загрузки?
Для ответа на эти и некоторые другие вопросы я провел небольшое исследование зависимости показателей скорости загрузки и позиции сайта. Оно охватило многие сайты различных тематик: начиная с туризма и заканчивая беттингом. Для репрезентативности выборки запросы брались с совершенно различными результатами поиска и с большим разбросом частот (от микро низкочастотных до высокочастотных). Исследовались первые 20 результатов поиска Google и Яндекс как для мобильных устройств, так и для компьютеров (на самом деле 21, так как именно за топ-20 видны изменения показателей). В общей сложности оценивалась скорость загрузки более десятка тысяч страниц.
Стоит сразу сказать, что данные выводятся на основе медианы значений, то есть учитываются числа находящееся в середине всей выборки для данной позиции в топ. Все-таки поисковые системы учитывают и другие факторы при ранжировании (например, текстовую релевантность или авторитетность), а потому может быть слишком большой разброс значений в выборке и использование, например, среднего арифметического приведет к не самым точным усреднениям.
Что говорят представители Google
В ответах на вопросы вебмастеров Джон Мюллер сообщал, что скорость загрузки как фактор может влиять на ранжирование лишь для очень медленно загружающихся страниц, то есть не стоит ожидать заметного прироста позиции при увеличении скорости загрузки когда она у вас и так не низкая. Также Джон говорил что Google оценивает скорость как на основе данных тестов, так и на основе данных пользователей (включая оценку AMP-версии страницы).
Последние ответы представителей Google касательно PageSpeed можно почитать здесь.
Показатели скорости загрузки
Разберем основные показатели скорости загрузки, которые по результатам исследования показали корреляцию с позицией в мобильном поиске Google. Почему только в Google и только с мобильных устройств? Дело в том что ни в поиске Google.
First Contentful Paint
Первым показателем является время загрузки первого контента (FCP, First Contentful Paint) – это время, за которое пользователь увидит хоть какое-то содержимое веб-страницы. Например, это может быть текст или изображение и все что не содержится в iframe.
В красную зону попадает FCP более 4 секунд, в желтую – от 2 до 4 секунд. Но, если посмотреть на график FCP в зависимости от позиции, то мы увидим интересную картину.
Из диаграммы видно что средний показатель FCP в топ-10 мобильного поиска Google не превышает 1,5 секунды, но значительно увеличивается за пределами топ-15. Корреляция не говорит о причинно-следственной связи, тем не менее похоже что именно данный показатель учитывается Google при оценке скорости загрузки (как фактора ранжирования).
Является ли меньшее значение FCP гарантией попадания в топ-10? Конечно же нет, но если вы не доминируете над конкурентами по показателю известности бренда или авторитетности, то стоит задуматься об улучшении вашего FCP до попадания в эти 1,5 секунды.
Для улучшения FCP, как правило, хватает настройки ленивой загрузки изображений и разделения подключаемых CSS-стилей на 2 файла: влияющего на отрисовку первого экрана (и загружающегося сразу) и не влияющего на отрисовку первого экрана (загружается после формирования DOM).
Largest Contentful Paint
Метрика отрисовки основного контента страницы (LCP, Largest Contentful Paint) создана чтобы показывать когда появляется основной контент страницы и рассчитывается как время до отрисовки самого большого блока страницы. Показатель войдет в новую анонсированную Google группу факторов ранжирования Page Experience, релиз которой ожидается в следующем году.
Чтобы попасть в зеленую зону, LCP не должен превышать 2,5 секунды. В красную зону попадают результаты более 4 секунд.
Из диаграммы видно что не все результаты из топ-10 попадают даже в желтую зону. Скорее всего это связано с тем что данный фактор стал рассчитываться не так давно и не вошел в основные факторы скорости загрузки учитываемые Google, но в скором времени это изменится.
Исторически LCP пришел на замену таким показателям как First Meaningful Paint и Speed Index из-за их сложности и ошибочности (они часто ошибались и не отражали реальную скорость загрузки контента страницы).
Time to Interactive
Время до интерактивности (TTI, Time to Interactive) определяется как время окончания загрузки страницы, после которого 5 секунд ничего не загружается. Цель данной метрики выявлять ситуации, когда пользователь видит что сайт отрисован, но не может с ним взаимодействовать.
Зеленая зона показателя заканчивается на 3,8 секундах. А желтая – на 7,3 секундах.
Только результаты поиска на 20 и 21 позиции (на графике – 19 и 20) имеют TTI попадающий в красную зону, превышающий 7,3 сек.
Другие показатели
Помимо указанных выше проверялись такие показатели скорости как Performance Score (итоговая оценка PageSpeed в баллах), Total Blocking Time и Response Time, но для них не наблюдается никакой корреляции с позициями. Средняя оценка Performance Score по всей выборке страницы составляет 48 баллов.
Также измерялись весовые характеристики страницы: вес изображений, HTML, JavaScript, CSS и шрифтов и для них тоже нет никакой корреляции с позициями. Но, зато, общий вес страницы у первых результатов наибольший и уменьшается вместе со снижением позиции.
Только это скорее следует интерпретировать как то, что лидеры в результатах поиска имеют больше контента и функционала. Почему? Во-первых потому что зависимость обратная, а во-вторых потому что аналогичная зависимость наблюдается и в Яндексе.
Конечно, у Яндекса есть своя оценка скорости загрузки (её индекс), но она всё ещё находится в бете. К тому же каких-то анонсов или инсайдов касательно учитывания скорости загрузки при ранжировании не было. А потому можем смело утверждать что скорость загрузки не влияет на ранжирование в Яндексе.
Разбивка по тематикам
Далее идут графики показателей FCP, LCP и TTI с разбивкой по тематикам.
Финансы
Показатели скорости загрузки в тематике кредитов, микророкредитов и инвестиций:
Туризм
Показатели скорости загрузки в тематике туров, авиабилетов, отелей, а также страховки туристов и получения виз:
Недвижимость
Показатели скорости загрузки в сфере продажи и аренды недвижимости:
В недвижимости первый результат по всем трём показателям имеет наихудшие показатели скорости загрузки. Не удивительно, ведь лидером тут является сайт ЦИАН, реклама которого кричит из каждого утюга (телевидение, музыкальные сервисы, онлайн-кинотеатры и т. д.).
Автомобили
Показатели скорости загрузки в тематике автодилеров и СТО:
Медицина
Показатели скорости загрузки в тематике медицинских услуг:
Одежда и обувь
Показатели скорости загрузки в fashion-тематике:
Доставка еды
Показатели скорости загрузки в тематике доставки еды:
Беттинг
Показатели скорости загрузки в тематике ставок на спорт:
Блоги
Показатели скорости загрузки для статейных сайтов:
Скорее всего такой разброс значений вызван наличием рекламы на статейных сайтах, ухудшающей показатели скорости загрузки.
По опыту
Возможно у кого-то это не будет вязаться с устоявшейся внутренней картиной ранжирования в Google, но многие мои сайты отлично влетают в топ-3 Google и без ссылок. Этому способствует наличие хорошей технической и текстовой оптимизации, проработка сниппетов и увеличение скорости загрузки до зеленой зоны по всем её показателям. Как мы выяснили, наибольшее значение при продвижении имеют показатели:
- First Contentful Paint,
- Largest Contentful Paint,
- Time to Interactive.
Улучшая показатели загрузки не пытайтесь работать только на роботов поисковых систем, это трата ресурсов впустую. Сконцентрируйтесь на улучшении скорости загрузки у реальных пользователей (как новых, так и тех что приходят на сайт повторно) в том числе в период пиковой посещаемости. Благодаря этому ваш сайт будет не только лучше ранжироваться, но и начнёт приносить больше дохода.
В качестве бонуса оставляю ссылку на получившийся отчёт по скорости загрузки в PowerBI, на котором можно посмотреть все использованные в исследовании данные в срезе тематик, поисковых систем, устройств и частоты запросов.