Table of Contents
Власти Китая вводят систему оценки граждан по степени их благонадежности. Каждому человеку будет присвоен некий рейтинг, от которого будет полностью зависеть его жизнь. Сказанное касается всего — от образования до банковских кредитов.
Это не просто концепция проекта. Большая часть описанной выше идеи уже реализована и проверяется в работе властями «на местах». В настоящее время в некоторых регионах страны тестируется система, которая позволяет создавать цифровые записи о гражданах. В каждой записи (анкете) будут фиксироваться детали социальной жизни гражданина и его финансовые действия.
На этой основе и будет формироваться «рейтинг благонадежности», который станет определять для любого китайца возможность получить доступ к определенным сервисам, включая путешествия, образование, страхование и кредиты. Вероятно, за некоторыми категориями граждан будет установлено более пристальное наблюдение. К таким категориям можно отнести юристов и журналистов.
В качестве примера того, как все это будет работать, можно привести обычный случай в метро. Например, женщина пробует пройти в подземку по студенческому билету своего сына, который стоит в два раза меньше, чем обычный билет. Ее на этом ловят полицейские и штрафуют на определенную сумму. Кроме штрафа, она получает еще и какую-то оценку, влияющую на ее общий рейтинг благонадежности. Еще несколько таких поступков, и она не сможет, например, улететь в другую страну — ей просто не продадут билет.
Конечно, потерять «социальный» рейтинг можно не только из-за попыток обмануть систему пропуска в метрополитене. Это касается всего — асоциального поведения, попыток обмануть налогового инспектора, нарушения правил планирования семьи.
Над системой работает как руководство страны, так и руководство более, чем 30 регионов Китая. И работа действительно масштабная, поскольку создать систему, способную отслеживать 1,4 млрд человек простой быть не может по умолчанию. Палки в колеса при создании цифрового «большого брата» вставляют и местные чиновники, которые сопротивляются унификации баз данных, не желая открывать информацию по своему региону центральному правительству. Поэтому введение системы мониторинга граждан Китая в работу в ближайшем времени пока под вопросом. Но никто и не говорит, что мониторинг будет осуществляться уже в следующем месяце.
«Сможем ли мы реализовать этот проект или нет — пока неясно, мы находимся в состоянии неопределенности. В любом случае, это лучше, чем то, что работало все предыдущие годы, когда у нас не было данных [о гражданах — прим. ред], и полиция судила о людях, исходя из сведений, полученных от других людей», — заявил Менг Тингуанг, политолог из университета Циньхуа.
Администрация Шанхая опубликовала на своей веб-странице несколько подробностей о системе мониторинга граждан по своему региону. В частности, подтверждается информация о том, что нарушения законов будут влиять на рейтинг благонадежности. Среди проступков — срыв сроков оплаты штрафов и нарушение правил дорожного движения. Получение «очков неблагонадежности» приведет к увеличению количества условий для получения кредита в банке или и вовсе отказ в банковском кредитовании. В некоторых случаях речь идет о невозможности получить скидку на услуги каких-либо компаний.
Система, которая отрабатывается в Шанхае, пока что находится в ранней стадии своего развития. У местных жителей есть возможность просматривать свои данные, это можно сделать на специальном ресурсе. Пока что, по словам журналистов The Wall Street Journal, на этом ресурсе нет никакой информации, которая относилась бы не к финансовым аспектам жизни граждан. То есть о социальных проступках и нарушениях каких-то правил узнать пока нельзя.
Для человека с психологией, сформированной западной культурой, все это может казаться ужасным. Но психология и поведенческие особенности жителей азиатских стран значительно отличаются от западных стандартов. Так, результаты исследований Янг Ванга, исследователя из Сиракузского университета, показывают, что китайцы не слишком озабочены такой проблемой, как защита личной информации в сети. Наиболее распространенный в этой стране термин, обозначающий право на приватность, появился в Китае лишь в середине 90-х.
Кстати, черные списки неблагонадежных граждан уже довольно давно существуют в Поднебесной. К примеру, один из граждан Китая не может покупать билеты на самолеты или скоростные поезда, поскольку однажды он проиграл в суде своему арендодателю. По введению цифровой системы мониторинга оценивать благонадежность граждан можно будет гораздо эффективнее. Власти и коммерческие структуры смогут закрывать «проштрафившимся» гражданам доступ к большому количеству услуг и возможностей.
Специалисты, участвующие в проекте, считают, что Китаю для введения такой системы в работу нужно пройти долгий путь, на котором разработчиков будет ждать ряд проблем. Одна из них — необходимость работать с точными данными во избежание совершения большого числа автоматических ошибок. Пока что, по словам некоторых экспертов «мусор на входе, мусор на выходе».
Положительные моменты
В городе Янцин (Yangjing) есть собственная система оценки граждан. Здесь она основана на мнении соседей и местных коммунальных комитетов о человеке.
С середины 2015 года в этом городе публикуются «красные списки» лучших жителей. Причем сами граждане, зачастую, не понимают, почему они попадают в такие списки. Есть и «серые списки». В которые включают тех жителей, кто допускает нарушения. Например, выбрасывают в окна мусор. Правда, решение о том, публиковать ли и такие списки, местные домоуправления пока не приняли.
В то время, как в самом населенном пункте проживает около 170 000 человек (по меркам Китая, это глухая деревня), в список благонадежных граждан пока попало всего 120 человек. Администрация населенного пункта жалуется на то, что чиновникам мешает оценивать людей ограничения в предоставлении доступа к личным данным жителей.
Ведется наблюдение и за представителями бизнеса любого размера. Цель системы — не только сбор данных о гражданах, но и мониторинг предпринимателей с целью анализа данных о них и предоставлении таких данных клиентам компаний.
Одна из причин — намерение властей обеспечить поставку безопасных продуктов питания. Это — одна из важнейших для Китая проблем с того времени, как шесть маленьких детей погибло из-за ядовитого компонента в сухом молоке, продававшемся в нескольких магазинах Китая в 2008 году. После этого стало известно о случае, когда в ресторанах использовали негодное масло, потом — о продаже некачественного топлива и т.п. Власти Китая, равно, как и жители, пытаются бороться с компаниями, которые используют в работе подобные методы.
В том же Янцине власти распорядились устанавливать камеры наблюдения и экраны в пунктах общественного питания. Камеры показывают посетителям кухни ресторанов и кафе, и люди могут убедиться в том, что ничего неподобающего повара себе не позволяют. Конечно, за каждым используемым ингредиентом в приготовлении еды не уследишь, но повара все же чувствуют себя не так вольготно, как обычно.
Обедающие могут видеть кухню, ссылки на страничку ресторана в сети, а также рейтинг заведения, плс список ответственных за ресторан и качество приготовляемой в нем еды людей
На том же экране показывается и рейтинг заведения, сформированный системой мониторинга. Бывают, правда, и ошибки. Например, один из веганских ресторанчиков, по словам его руководства, попал в антирейтинг случайно, из-за ошибки. После этого дисплей наполовину закрыли афишей, поскольку власти оказались не в состоянии исправить ситуацию, даже понимая, что это ошибка. Ну а демонстрация низкой оценки заведения может отпугнуть клиентов, поэтому в ресторане и поступили подобным образом.
Информацию о финансовой жизни граждан власти собирают в государственных организациях, таких, как налоговая инспекция. Кроме того, часть информации предоставляют китайские интернет-магазины и телекоммуникационные компании (например, Alibaba Group Holding).
И бизнес тоже
Восемь крупных компаний Китая согласились принять участие в эксперименте правительства по разработке рейтинга граждан. В этом случае речь идет о кредитном рейтинге, который базируется, в том числе, на информации, что и когда покупает человек, а также какой у него телефон. При согласии на то клиента может использоваться также информация об уровне образования и прочие данные.
«В особенности все это важно для молодых людей, чье поведение в сети, в том числе, оказывает влияние на кредитный профиль. Мы хотим, чтобы молоды люди понимали, что вести себя нужно лучше», — говорит Джо Тсай, один из руководителей Alibaba.
Холдинг делится информацией об онлайн-покупках с государственным статистическим агентством Китая. Но персональные данные отдельных граждан не раскрываются. Это делается только в случае соответствующего запроса правительства. Причем сейчас неясно, будут ли объединены системы, собирающие открытые и частные данные граждан страны. Скорее всего, да, поскольку еще в октябре Джек Ма, глава Alibaba, обратился к государственным чиновником с призывом использовать данные из сети для выявления преступников. Правда, он не говорил напрямую о том, что Alibaba будет раскрывать данные своих клиентов и пользователей, но об этом можно догадываться. Представители компании на запрос о прояснении ситуации с предложением Ма заявили, что речь идет о машинном обучении и глубоком анализе данных для выявления преступников.
В ноябре представители государственных организаций жаловались официальным СМИ Китая на то, что большое количество информации граждан находится на «островах,» то есть некоторые базы данных изолированы, и получить такую информацию для использования ее в центральной системе мониторинга может быть крайне сложно. Сейчас уже собраны данные о кредитной истории 640 миллионов китайских граждан из 37 регионов. Еще больше данных чиновники надеются собрать из баз данных клиентов телекоммуникационных компаний Китая. Информация с телефонов, умных часов и других устройств пользователей может оказаться в этом деле крайне полезной. В целом, все это похоже на северокорейский “Сонбун”, только модернизированный, в цифровом виде.
Тестовая работа системы позволила выявить неблагонадежных людей, преступников, которым запретили покупать билеты на самолеты и скоростные поезда. В «черный список» попало 4,9 миллиона человек.
В то же время, советники правительства, среди которых и упоминавшийся выше Менг Тингуанг, вовсе не уверены в том, что централизованную систему мониторинга за всеми гражданами Китая можно будет запустить хотя бы в 2020 году — уж слишком обширная предстоит работа. В ходе реализации проекта нужно будет преодолеть множество проблем, как явных, так и не очень.
Но в целом, направление развития этой системы задано Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином, который неоднократно говорил о необходимости установления системы социального контроля и повышения общего уровня нравственности граждан.