Хорошо фантастам — придумал для двигателя звездолЈта загадочное название и смело запускай его к другим мирам. Реальность куда сложнее, но это не мешает, впрочем, и настоящим инженерам фантазировать на тему звездолЈтов далЈкого будущего. Не слишком отрываясь от реальности.


Американский физик Марк Миллис (Marc Millis) в свободное от работы время собирает из подручных материалов масштабные модели межзвЈздных кораблей, подобные тем, что мы можем в изобилии видеть в фантастических фильмах. Однако развлечение Марка — отголосок серьЈзной деятельности. Много лет Миллис работал в NASA, где возглавлял замороженный ныне проект “Физика прорыва в реактивном движении”. Проект был призван аккумулировать и анализировать все достижения физики, которые так или иначе могли бы способствовать реализации давней мечты человечества — межзвЈздных путешествий. Не то, чтобы инженеры вознамерились прямо завтра взять и построить пилотируемый звездолЈт, но они в какой-то мере решили подготовить для такой будущей работы почву.

Специальный сайт NASA “Двигатель деформации — когда?” (http://www.grc.nasa.gov/WWW/PAO/warp.htm), созданный Миллисом, стал своего рода кратким и популяризированным отчЈтом Breakthrough Propulsion Physics.

Прежде всего, автор отмечает, что эскизные проекты звездолЈтов появились на Западе ещЈ в 1950-1960-х годах. Так, в проекте Orion позади корабля (на расстоянии от 10 до 100 метров) предлагалось взрывать по 5 миниатюрных ядерных бомб в секунду, удары которых амортизировала бы массивная пластина, установленная на направляющих.

Примерно тогда же появился межзвЈздный прямоточный двигатель Буссарда (Bussard Interstellar Ramjet), который предполагал использование в качестве горючего и рабочего вещества межзвЈздный водород.

Несколько позднее исследователи, например, инженер Роберт Форвард (Robert Forward) обратились к возможности световых парусов. Конечно, на таких расстояниях нельзя было использовать солнечный свет. Предполагалось, что в течение всего полЈта корабль будет разгонять мощный лазер, посылаемый с Земли, точнее, со спутника или с Луны.

Впрочем, если такие задачи оказались трудновыполнимыми, то что уж говорить о двигателях на основе искажения пространства или отрицательной массы. Но и такие возможности обдумывались американскими инженерами.

Сам Миллис лично придумал ещЈ несколько любопытных проектов, ждущих своих разработчиков. Например “диодное зеркало” — световой парус, отражающий излучение (фоновое, космическое) одной своей стороной и совершенно прозрачный при падении излучения с другой стороны.

ВсЈ это выглядит безответственной фантазией, но исходит от физика и бывшего инженера NASA. Зачем же он это затеял? Миллис хотел в своей работе обозначить круг проблем, над которыми должна поработать физика, чтобы когда-нибудь реализовать один из вариантов межзвЈздных путешествий. Задавать правильные вопросы порой не менее важно, чем отвечать

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.