Вот уже много лет в США разрабатываются методики влияния через слова и смыслы, которые зачастую мощнее любых ракет.
В последнее время все чаще говорят о том, что США хотят взять под контроль соцсети, чтобы контролировать революции. Журналисты, как и положено, увидели только вершину айсберга и лишь в отраженном свете наиболее популярных новостей последнего времени.
А на самом деле, речь идет о куда более широком спектре целей и куда более масштабных задачах исследований по мемной инженерии (memetic engineering). То есть, грубо говоря, о том, как различные слова и понятия воспринимаются определенным обществом. Прародителем этого направления исследований является Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США DARPA, в недрах которого 40 лет назад родился интернет. Сейчас оно пытается перевести конфликты (и, соответственно, их решение) с поля боя в тот же интернет, в головы людей.
Информационным поводом для нынешнего всплеска интереса журналистов стало опубликованное 14 июля объявление о проекте под названием Social Media in Strategic Communication (SMISC). В объявлении говорилось, что на разработку этого проекта выделяется грант в $42 млн. Стали говорить, что это совсем новое направление, и что DARPA лишь начинает исследования в той области.
На самом деле, разработки по мемной инженерии ведутся уже 8 лет. А то, что речь идет именно о мемной инженерии, можно увидеть из диаграммы плана работ по проекту, приведенной на 7-ой странице отчета, его анонсирующего. Согласно плану, первая цель проекта — выявление мемов (“Detect, classify, measure and track the (a) formation, development and spread of ideas and concepts (memes), and (b) purposeful or deceptive messaging and misinformation”). Вторая цель — контрпрограммирование мемов (“Counter messaging of detected adversary influence operations”).
Аббревиатуру SMISC я впервые услышал примерно полтора года назад, когда один мой знакомый (якобы “консультант” The Rendon Group), как бы случайно залетевший в Москву, попросил встретиться, чтобы поговорить о Witology. Информация о проекте Witology до него дошла от другого нашего общего знакомого из Армонка (там располагается штаб-квартира IBM), узнавшего за полгода до этого, что Witology ищет инвесторов, и получившего от меня в этой связи кое-какую информацию о направлениях разработок проекта. В ходе разговора “консультант” рассказал мне тогда про готовящийся проект Social Media in Strategic Communication и часа 3 расспрашивал меня о том, как мы в Witology собираемся выявлять социомемы и управлять ими.
То, что из-за SMISC торчат уши главы The Rendon Group Джона Рендона (John Rendon), “крестного отца” концепции информационных войн, было ясно не только мне. Со времен “Бури в пустыне” The Rendon Group занимает центральную роль в большинстве проектов Пентагона, направленных на психологическое воздействие и информационную войну с противником. Цель проектного направления по психологическим операциям PSYOP, проводимого с 2003 в рамках “Doctrine for Joint Psychological Operations” такова: “Доносить определенную информацию и посылы до иностранной аудитории, чтобы влиять на восприятие, мотивы и действия иностранных правительств, организаций, групп и отдельных персон”.
А цель проектного направления “Information Operations”, стартовавшего в 2006, следующая: “Взаимодействие электроники, информационных сетей, психологических операций, военных хитростей и безопасности для того, чтобы влиять, разрушать и искажать принятие решений другими, при этом защищая наши собственные интересы”.
По словам известного эксперта по стратегии “новых войн” и “нового оружия” Сэма Гардинера (Sam Gardiner), оба проектных направления — это не просто исследовательские инициативы Пентагона, а ядро стратегического соглашения между правительствами США и Великобритании о средствах и способах перевода военных конфликтов в информационную среду и головы людей.
Отцом-основателем этой доктрины был бывший советник по национальной безопасности президента Рейгана (руководивший в начале нулевых годов всей DARPA) — знаменитый адмирал Пойндекстер (John M. Poindexter). Он же был отцом-основателем глобальной концепции “Ассиметричной войны” (Asymmetric warfare), для реализации которой был создан специальный орган национального уровня InformationAwareness Office (IAO), и знаменитого проекта FutureMAP (Futures Markets Applied to Prediction) по использованию технологии “рынков предсказаний”.
А с 2007 года уже вовсю пошли эксперименты по моделированию направленного психологического и информационного воздействия с помощью новейшей игрушки Пентагона “Разумной модели мира” (Sentient World Simulation (SWS)).
Так что говорить о том, что DARPA лишь начинает исследования способов психологического и информационного воздействия средствами мемной инженерии, было бы неправильно. Эти исследования идут уже не первый год. И уже не первый год идут эксперименты по практической апробации этих технологий. Желающие держать руку на пульсе этой темы могут, например, следить за ней по материалам профильной конференции InfoWarCon, проводимой ежегодно “Ассоциацией старых ворон”. Прошлогодняя конференция прямо-таки пестрила социально-сетевой тематикой, а основная тема конференции так и называлась — The Power of Cyber and Social Networking.