Группа американских учЈных во главе с Чиарой Сирелли (Chiara Cirelli – http://ntp.neuroscience.wisc.edu/faculty/cirelli.html) из университета Висконсина-Мэдисона (UW-Madison – http://www.wisc.edu/) обнаружила, что плодовым мушкам (Drosophila melanogaster) из-за единственной мутации в одном ген
требуется меньше сна.
Важность этого открытия в том, что регулирование необходимой продолжительности сна посредством управления генами возможно не только для мушек, но и для млекопитающих и людей – исследователи считают, что у гена мушек есть “человеческий” гомолог.
Любопытно также, что сон плодовых мушек во многом подобен сну млекопитающих.
Группа Сирелли кропотливо проверила, как мутации каждого из 14 тысяч генов мухи влияют на продолжительность сна, и выяснила, что мухи с одним специфическим вариантом одного гена, названным “мини-сном” (minisleep), нуждались лишь в 3-4 часах отдыха в день, тогда как нормальные мухи спят по 10-12 часов.
При этом, пишет Membrana.ru, несмотря на нехватку сна, “миниспящие” мухи не продемонстрировали никаких признаков слабости или усталости – “недосып” не отразился на их работоспособности.
Мутация происходила в гене под названием “Шейкер” (Shaker), который отвечает за код белка, являющегося частью ионного канала в нервных клетках.
Тот же самый белок имеется у млекопитающих, и есть признания некоторых людей, которые спят по 4-5 часов без каких-либо негативных последствий для здоровья.
Понимание принципов работы этого белка может помочь в создании новых видов лекарств против бессонницы.
Правда, уже на стадии экспериментов с мухами проявилась проблема: жизнь “малоспящих” насекомых примерно на 30% короче, чем у нормальных.