Пришло время избавляться от стереотипов по поводу того, что в интернет-магазинах хорошо продается только бытовая техника и электроника. В онлайн-торговле наметились новые фавориты, а именно, магазины одежды и аксессуаров, развлечений и товаров для дома.

Покупки одежды, аксессуаров и многого другого совершаются в интернете гораздо активнее, чем ожидалось. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного немецкой компанией TNS по заказу Google, в котором анализируются особенности украинского рынка электронной розничной торговли.

И пусть “средний чек” в этих категориях не настолько велик (от 145 до 438 грн.), как в потребительской электронике и крупной бытовой технике, количество респондентов, готовых совершить покупку в этих категориях в течение ближайших 12 месяцев, составляет от 31% до 39%. К тому же покупки товаров для дома, одежды и развлечений производятся намного чаще, чем смена фотоаппарата, ноутбука или монитора, что может стать еще одним доводом в пользу перспектив интернет-магазинов с такой специализацией.

Тем не менее потребительская электроника по-прежнему лидирует по доле онлайн-продаж. По данным TNS, с учетом интернет-аукционов и интернет-магазинов производителей и поставщиков в онлайне происходит около 18% покупок потребительской электроники.

Впечатляет также количество покупок развлечений, совершаемых онлайн,— 12%. Товаров для дома, одежды и аксессуаров пока продается несколько меньше — 8% и 6% соответственно. Но это свидетельствует лишь о потенциале этих ниш.

Сдерживающие факторы для совершения онлайн-покупок во многом традиционны. “Среди основных барьеров для покупки товара в интернете респонденты назвали невозможность “пощупать” товар перед покупкой (48%), также для украинского потребителя важно испытать товар, прежде чем купить его (38%), получить персональную рекомендацию консультанта в магазине (35%), ему проще сравнить товары, стоящие на полке в магазине, чем в интернете (34%)”,— говорится в сообщении компании “Google Украина”.

Оффлайн-ритейлеры, стремясь удерживать “тактильных” покупателей, идут по пути наращивания количества сервисов и предложения решений, а не товаров. “Покупатель получает качественную консультацию, возможность посмотреть и протестировать товар,— говорит Наталия Кошевая, маркетинг-директор СOMFY.— Также клиенту будут предложены дополнительные сервисы по установке, доставке, страхованию товаров и т.д., которые невозможно найти в онлайн-магазинах. Поэтому ключевое преимущество покупки в Сети — возможность совершить комплексную покупку. Не только товар, но и сопутствующие сервисы”.

Но, как свидетельствуют данные опроса TNS, покупатели идут в интернет далеко не за сервисами и страховкой. 68% респондентов утверждают, что идут в онлайн за отзывами потребителей, 51% — ищут более низкую цену, 50% — покупают товары, недоступные в Украине, 45% — экономят время на разъездах и покупают специализированные товары, которых нет в обычных магазинах.

Из результатов опроса видно различие отношения целевых аудиторий и их приоритетов к различным каналам продаж. Они показывают, что интернет-магазины все же в большей мере закрывают те потребности, которые в силу разных причин не могут удовлетворить оффлайн-магазины.

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.