Деньги счастья не приносят, но укрепляют нервную систему.

Постоянные читатели данных статей давно уже должны были бы привыкнуть к мысли, что заработок в Сети прочно ассоциируется сегодня с сайтовладением. Если у Вас есть сайт, то и возможность заработка в сети Интернет возможна. Нет –
мерьте свои запросы до нулевого значения.

Почему так, многословно распространяться не стану. Западным спонсорам мы не интересны, популярные несколько лет назад сервисы, позволяющие зарабатывать на потреблении рекламных услуг, давно в отношении нас не действуют, прочие же способы для повышения своей эффективности стопроцентно подразумевают привязку к чему-то в Web-пространстве. Тривиального e-mail’a тут недостаточно – нужен сайт.

Поскольку данные статьи изначально позиционировались как нечто полезное и имеющее прикладное значение, давайте немного времени уделим такому необходимому атрибуту процесса заработка в Сети, как его величество сайт. Обнюхаем это дело с разных сторон.

Прогресс сделал розетки недоступными большинству детей – умирают лишь самые одарЈнные.

Задумав сотворить сайтик, Вы в ту же секунду должны начать мучаться вопросом – на какой платформе его создавать (кроме классического HTML ведь есть еще и DHTML, PHP, ASP, SSI наконец-то), в каком стиле оформлять и с привлечением какой именно технологии (от заурядного и в чем-то примитивного JavaScript до Gif-anime и Flash). Благо, по каждой позиции можно нарыть по стопочке толстенных книжек, от которых с равной степенью вероятности можно прийти как в полный восторг (от осознания колоссальных возможностей, предоставляемых каждой из указанных технологий), так и впасть в глубочайшую прострацию, не поняв, о чем в них речь.

Чаще же всего человек вникает в проблему поверхностно, ровно до той самой минуты, пока череп не начинает давить на мозги. В результате, кое-что поняв и кое-чему научившись, начинающий сайтостроитель стремится все понятое немедленно воплотить в жизнь, смешивая тем самым “французский с нижегородским”. Отсутствующее чувство стиля и некое подобие комплекса неполноценности, боязни показаться некомпетентным в вебмастеринге, совокупно дают потрясающий результат – на свет божий всплывает такое, что утонуть не может по определению…

Это закономерно. Понимание того, как положено выглядеть нормальному сайту, как он должен быть сконструирован и структурирован, дабы быть “юзабилитипригодным”, приходит позднее. Как и осознание той простой истины, что пользователю глубоко наплевать на внешние изыски, знание Вами той или иной “крутой” технологии, умение ваять векторную графику и оперировать с хитрыми объектами в JavaScript. Ему-то не это от Вас нужно. Всякому нормальному человеку в Интернете интересен в первую очередь контент, то самое, ради чего сайт создается. Ведь Интернет – не всемирный конкурс в стиле “а ну-ка удиви”, это лишь одно из возможных решений в сфере глобальных коммуникаций, основанное на концепции гипертекстовых ссылок.

Если Вы просмотрите сайты действительно серьезных контор, то убедитесь, что доля графики там исчезающее мала, элементов украшения нет даже и в помине, а весь дизайн жестко подчинен одной-единственной цели – сделать навигацию удобной и очевидной. За кажущейся простотой и незатейливостью скрывается мастерство веб-дизайнера. Он, безусловно, мог бы нагородить такого, что перед открытием странички жесткий диск стрекотал бы секунд двадцать, но не стал делать ничего подобного. Потому что понимает, что сайт – это лишь контейнер для информации, который должно быть удобно держать в руках, только и всего. И который не должен препятствовать самим своим существованием извлечению из него содержимого самым простым и естественным путем.

Посему позволю себе дать рекомендации начинающим веб-разработчикам:


  • Не имеется никакой причины использовать что-либо сверх стандартного HTML. Дополните его SSI, и достаточно. Не ныряйте в дебри Web-технологий. Помните, что 80% результата достижимы посредством приложения лишь 20% усилий. Чтобы добиться совершенства, надо работать в пять раз больше. Это эмпирический закон.
  • Фреймы, Gif-анимация, JavaScript и Flash – технологии и приемы, перечисленные в порядке нежелательности их использования в практической работе (по убывающей). Это однозначно не полезно.
  • Mid и wav. Оно вообще, кому надо?
  • Компактность текста. Не берите с меня пример – статьи предназначаются для оффлайнового изучения, сайты же никто не читает – их пробегают глазами. Парочку килобайт на страничку – это тот максимум, который Вы можете себе позволить. Краткость – сестра таланта. Но мачеха гонорара.


А теперь конкретизируемся:

Hе мудрствуя глюкаво …


  • Панель навигации непременно должна быть слева. Ее ширина обычно составляет пятую часть ширины экрана, ссылки оформляются только текстом, выравниваются по левому краю. Можно применить каскадные стилевые таблицы, возложив на них функцию “облагораживания” панели, дабы не усложнять сам HTML код. Приделывать панель в другое место не рекомендуется (зайдя в туалет, мы ищем “ихтиандра” на полу, но никак не на потолке) – любая иная организация навигации дезориентирует пользователя, пусть и является более удобной и логичной.
    Хотя, по здравому размышлению, навигацию все-таки было бы правильнее размещать именно справа – там находится и полоса прокрутки, и не надо тащить курсор для совершения перехода по ссылке через весь экран. Но вот поди-ка, не сложилось – по причинам исторического толка. Браузер, как таковой, вырос из Проводника Windows, окошко которого и послужило прообразом стандартного дизайна для первых сайтов, закрепившегос в геноме Интернета. Кого ж теперь за это ругать…?


  • Шапка над контентом. Дизайнеры сходятся во мнении, что без этой самой “шапки” сайт выглядит куцехвосто. Это подходящее место для встраивания баннера, формы поиска или подписки, логотипа, контактной информации. Всего того, что должно быть доступно с любой странички сайта.
  • Отбивка – завершающий элемент дизайна, антипод “шапки”. Самое место для копирайтов, контактных данных Вебмастера ресурса, кнопочек рейтингов и счетчиков. Не поддавайтесь на уверения, что эти кнопочки должны находиться как можно выше, дабы “счетчики сработали”. Все-таки это не медали и награды, нехай знают свое место.
  • Не изобретайте “оригинальные” названия для стандартных элементов панели навигации. Пусть e-mail так и останется e-mail’oм, не пишите “черкнуть маляву” или “подать голос”. Почему – тоже понятно.
  • Линки. Не мешайте им быть привычного синего цвета, к тому же подчеркнутыми – люди уже привыкли именно к такому стандарту. Линки на панели навигации могут быть исключением.
  • На титульной странице сайта хорошо иметь что-то типа “карты сайта“, с линками на все его документы. Это жизненно необходимо для правильной индексации ресурса в поисковиках, а также понимания пользователем того, где он очутился, и что от этого места можно ожидать. При необходимости часть ссылок можно поместить в скрытый слой – поисковику это не помешает.
  • Как уже указывалось ранее, графике следует уделить лишь вспомогательную роль. Минимизируйте графику (ограничьте количество цветов в палитре 256 и даже менее), используйте только так называемые индексированные(поименованные) цвета. Если у цвета нет имени – ему не место на Вашем сайте.
  • Контент полезно оптимизировать по размеру загружаемой странички. Разбивайте содержание на главы, параграфы, разделы. Структурируйте контент, чтобы максимальный размер любого документа не превышал 25-30 килобайт.
  • В контентной части не должно быть сленга, опечаток и откровенных ошибок. Пользуйтесь проверкой орфографии того же Word’а и стараясь найти синонимы подчеркиваемым им словоформам. Или уж развейте в себе чувство стиля, если не желаете придерживаться официозной общепринятой лексики.
  • Может быть, в случае объемного ресурса стоит даже подумать о зазиповывании логически самостоятельных и независимых частей контента с возможностью скачивания этих архивов пользователями. Они за это будут Вам благодарны.
  • На заре Интернета мастера долго и много экспериментировали с цветовой палитрой. Сошлись на том, что черным по белому – самое то. Можете поэкспериментировать с такими цветами фона как: whitesmoke, snow, seashell , oldlace, mintcream, linen, ivory, honeydew, ghostwhite, floralwhite, cornsilk, azure, aliceblue. Что-нибудь обязательно себе подберете.
  • В случае внесения на сайт важных изменений отобразите их в разделе “новости”. Одно время у меня работал специальный скрипт, автоматом забивавший туда все документы моложе одного месяца. Это полезно
  • Дизайн страницы обязательно должен быть “резиновым” (нельзя делать таблицы фиксированной ширины) – разрешение монитора сегодня может быть каким угодно. “Фиксированный” дизайн потерял свою актуальность пару лет назад.
  • Не задавайте “намертво” и размер шрифта в контентной части сайта. Браузер юзера обычно предоставляет последнему возможность задать размер шрифта в соответствии с остротой его зрения, и нервировать пользователя слишком мелким для него шрифтом вряд ли стоит.
  • Не ставьте эксперименты с экзотическими фонтами. В многоязыковой и разношерстной компании (например, в “адалте”) принято вообще не указывать тип шрифта – а вдруг у юзера именно такого не окажется? В крайнем случае применяйте Arial или что-нибудь столь же распространенное.
  • Наконец, самое важное. Никогда не используйте визуальные редакторы. Что они там делают с кодом Вашей HTML-странички, одному Богу известно. Но на код тот без слез смотреть невозможно – такой он избыточный и корявый. HTML редактор должен быть исключительно текстовым.


С некоторой натяжкой могу порекомендовать в качестве HTML редактора TigerPad – он знает HTML и JavaScript, умеет подсвечивать синтаксис, легко управляется с 9 возможными кодировками русского языка, транслитерацией, владеет приемами оптимизации кода Web-документов, является абсолютно настраиваемым (в том числе и в смысле интерфейса – с этого следует начинать). Несет в себе те базовые скрипты, которые уместны для использования на сайте. И даже умеет автоматически и весьма изощренно вставлять в текст русский мат (впрочем, как и вполне профессионально удалять оный) – первое вряд ли полезно, но вот второе может пригодиться… Понятно, что сам редактор абсолютно бесплатен, иначе мы его даже бы не стали упоминать.

Естественно, по каждому из этих пунктов можно написать громадную статью, а о том, что и как делать с получившимся-таки сайтом, как от него добиться толку, так вообще целую книгу. Будет интерес и какая-то реакция, непременно так и поступим.


content.mail.ru

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.