Диана Дойч (Diana Deutsch) из университета Калифорнии в Сан-Диего (University of California, San Diego – http://www.ucsd.edu/) установила связь между мелодичностью языка, на котором говорит человек, и музыкальным слухом.
Для сравнения она решила выбрать английский язык и китайский (мандарин).
оследний относится к так называемым тональным языкам, в которых тонкая интонация будто бы одного и того же произносимого слова может менять его значение до неузнаваемости.
Исследовательница сравнила данные 115 студентов-музыкантов из Рочестера (США) и 88 студентов-музыкантов из Пекина.
Оказалось, что испытание на абсолютный слух прошли 60% китайских музыкантов и только 14% их молодых коллег из США.
В этом испытании, когда человек должен идентифицировать и воспроизводить совершенно все ноты подряд, от испытуемого требуется различать звуки, частота которых отличается всего на 6%.
Это очень мало, ведь частота самых низких и самых высоких звуков, которые слышит человек – отличается в тысячу раз.
Любопытно, что наибольший процент людей с абсолютным слухом был (в той и другой группе) у тех студентов, которые начали изучать музыку между 4 и 5 годами, в то время как среди тех, кто приступил к музыкальным занятиям после достижения 8-летнего возраста, таковых почти не оказалось.
Точнее – студенты, поздно начавшие учиться музыке, но всЈ же обладающие абсолютным слухом, ещЈ встречались среди китайцев, но среди американских студентов – уже нет.
Автор работы считает, что в случае с китайцами – музыка воспринималась их мозгом как второй, родственный язык.
Соответственно, им было тем труднее учиться, чем позднее человек приступал к занятиям. Но обучение всЈ же шло неплохо.
А вот со студентами, говорящими по-английски, дело обстояло хуже. Поскольку английский язык – не тональный, обучение музыке воспринималось этими людьми как обучение их первому языку – они словно учились говорить заново.
Таким образом, критический возраст, после которого трудности обучения резко усиливались, для таких людей был ещЈ меньше.