Что могут сделать родители, чтобы помочь детям, отстающим в школе? Два новых исследования, проведенных в университете Иллинойса, показывают, что только сохранить детскую автономию и воздержаться от контроля. Если родители вмешиваются в учебный процесс, отдавая указания, выполняя задания за детей или
подгоняя их, дети теряют заинтересованность в учебе, со временем все больше отставая в школе.
В первом исследовании участвовало 110 матерей и их детей-младшеклассников. Ученые следили за тем, как матери контролируют ребенка либо наоборот – поддерживают его автономию во время выполнения им фиктивной домашней работы. Когда матери пытались контролировать детей, дети, изначально столкнувшиеся с проблемами в работе, теряли к ней интерес. Если же матери поддерживали самостоятельность ребенка, он мог добиться большего – что отражалось не только на его поведении, но и на оценках. Поддержка самостоятельности позволяла детям самостоятельно исследовать окружающую среду: родители могли участвовать в обсуждении ситуации, но дети сами должны были определить, что для них важно и разработать собственные стратегии решения задач.
Во втором исследовании ученые смотрели, как матери используют контроль и стимулирование самостоятельности ребенка в трудностях реальной жизни. В этом исследовании 121 мать каждый вечер в течении двух недель сообщала о том, столкнулся ли в этот день ребенок с трудностями – вроде плохой оценки, драки или невыполнения домашней работы – и как она среагировала. Когда матери использовали методы контроля, например, наказывая детей или сообщая им о своем разочаровании, дети, получившие плохие оценки, на следующий день снова сталкивались с проблемами в школе, а их оценки продолжали снижаться шесть месяцев спустя. Если же матери поддерживали самостоятельность детей или обсуждали с ними их проблемы, то на следующий день оценки улучшались, и улучшения были заметны и полгода спустя.