Компания «Яндекс» опубликовала большое исследование рынка электронных платежей в российском интернете (PDF). Работа составлена на основе платёжной системы «Яндекс.Деньги», но некоторые индикаторы (например, соотношение платежей за товары и услуги, структура платежей, поведенческий профиль самых активных пользователей и т.д.) можно считать общими для всех платёжных систем. В отчёте рассматривается статистика с лета 2006 года по лето 2007 года.
Несколько интересных фактов. Самые дорогие товары, за которые расплачиваются электронными деньгами — техника и цветы, особенно в сентябре (средняя стоимость букета в сентябре 2006 года достигла 7000 рублей). Но вообще за товары почти никто не платит, а через интернет обычно оплачивают только сотовую связь, хостинг и другие услуги. Самая активная категория плательщиков — квартиросъёмщики.
За пять лет существования «Яндекс.Денег» пользователи совершили более 15 млн транзакций через эту систему. Активность пользователей растёт — количество транзакций в июле 2007 года более чем в 2 раза превышает показатели в июле 2006 года. В среднем за один день июля 2007 года в системе «Яндекс.Деньги» открывалось 2000 новых кошельков и происходило более 20 тыс. транзакций.
Электронными деньгами в России гораздо больше оплачивают услуги, чем товары. Очевидно, это происходит потому, что услуги нематериальны, как и электронные деньги. Если заплатить электронной валютой за сотовую связь, доступ к информации или онлайн-игру для большинства пользователей естественно, то оплачивать товары, купленные в интернет-магазинах, они пока предпочитают наличными при доставке. В течение анализируемого года соотношение количества платежей за товары и за услуги не изменилось. Платежи за товары составляли 4% от общего количества платежей как в июне 2006 года, так и в июне 2007 года.
Соотношение размеров платежей за товары и за услуги изменилось незначительно. Если год назад за товары было заплачено 5% от всего объёма платежей, то сейчас — 6%. Можно сделать вывод, что интерес пользователей к товарам остается на прежнем уровне, но теперь они готовы платить электронными деньгами за более дорогие вещи.
Структура платежей
Российские пользователи электронных платёжных систем чаще всего платят за сотовую связь. Каждый второй платеж в системе «Яндекс.Деньги» — за мобильный телефон.
Около 70% всех электронных платежей (по количеству платежей) приходится на пять типов услуг. Кроме сотовой связи это реклама, доступ к интернету, онлайн-игры и хостинг. Ещё 20% — это P2P-платежи (операции между кошельками пользователей).
Оставшиеся 10% делят между собой книги и музыка (как на материальных носителях, так и в виде файлов), телевидение, информационные услуги (сюда также включены интернет-знакомства, статистика, переводы) и программное обеспечение. Платежи за покупки и подарки (то есть все товары, предлагаемые интернет-магазинами, кроме книг и музыки), страхование, курсы и тренинги, коммунальные услуги и взносы на благотворительность вместе составляют всего 1% от общего числа платежей.
Если смотреть не по количеству платежей, а по их объёму, то одна треть суммарного оборота системы «Яндекс.Деньги» приходится на P2P-платежи. Ещё 57% оборота распределяется между теми же пятью самыми популярными типами услуг.
Половина всех активных пользователей системы Яндекс.Деньги в течение последнего года платила за товары и услуги только одного типа (например, только за игры или только за рекламу) и меньше одного процента — пользовалось товарами и услугами десяти и больше разных типов.
Средний пользователь «Яндекс.Денег» за прошедший год платил двум разным продавцам (необязательно из разных сегментов рынка). Рекорд поставил один пользователь, фамилию которого держат в секрете. Он за год оплатил товары и услуги от 31 поставщика.
Типичные профили
1. Потребители сотовой связи.
Плательщики за мобильный телефон — самая многочисленная группа пользователей платёжных систем. 24% пользователей, оплачивающих мобильный телефон, платит также за услуги интернет-провайдеров. Ещё 12% платит за хостинг.
2. Рекламодатели и клиенты веб-студий.
46% покупателей интернет-рекламы и услуг веб-студий оплачивают сотовую связь, 27% — хостинг, 24% — интернет и телефонию.
3. Пользователи интернета.
51% плательщиков за интернет и IP-телефонию, платят за мобильную сотовую связь, 14% — за хостинг, 11% — за рекламу.
Хостинг оплачивают, главным образом, пользователи «Гарант-Парк-Телеком», «Корбины Телеком» и компании «Зенон Н.С.П.».
4. Игроки.
Люди, играющие в игры, — самая «закрытая» группа пользователей. Кроме игр они практически ничем не интересуются. 36% игроков платит за сотовую связь, однако во всех других группах этот показатель ещё выше, поскольку мобильная связь — самое популярное направление.
Наиболее популярны (и по количеству и по объёмам платежей) «Территория», «Легенда: Наследие драконов», «RF-online» и «Дозоры».
5. Пользователи хостинга.
57% пользователей, оплачивающих хостинг при помощи электронных денег, платит также за сотовую связь. 32% платит за доступ в интернет (предпочитая «Стрим» от компании «Комстар-Директ»), а 28% — за рекламу. Можно предположить, что за доступ к интернету платят владельцы «домашних» интернет-проектов, а за рекламу — предприниматели.
6. Покупатели программного обеспечения.
55% покупателей программ платят электронными деньгами за сотовую связь, 30% — за интернет, 20% — за книги и музыку.
90% всех покупок совершается в магазине «Софткей» — там делают покупки даже 17% покупателей магазина «АНК.ру» (второго по популярности) и 32% «СофтЛайн Интернет Трейд» (третьего по популярности).
7. Квартиросъёмщики.
Пользователи, которые платят электронными деньгами за услуги ЖКХ, наиболее активны. Почти никто не платит только за ЖКХ — 95% пользователей этой группы оплачивают сотовую связь. Кроме того, 62% платят за интернет и телефонию, по 24% — за хостинг и книги, 18% заказывает рекламу, 7% оплачивает телевидение и 3% совершают покупки в интернете.
Средний пользователь «Яндекс.Денег» пополняет свой интернет-кошелек раз в два месяца. Два раза в квартал он совершает платежи за товары и услуги, а P2P-операции — только раз в восемь месяцев.
Свой первый платеж после регистрации в системе владельцы электронных кошельков чаще всего совершают за сотовую связь. 38% плательщиков за мобильную связь зарегистрировались в системе «Яндекс.Деньги» специально для того чтобы оплачивать услуги сотовых операторов электронными деньгами.
При этом больше половины людей из числа тех, кто сейчас платит электронными деньгами за услуги провайдеров интернета и онлайновых игр, совершили свои первые платежи за них, то есть для этого и завели себе кошельки (по 56% на каждое из этих направлений).
В первом полугодии 2007 года каждый пользователь пополнял свой кошелек в среднем три раза. Средняя сумма одного зачисления — 1300 рублей. Обычно каждый день происходит около семи тысяч пополнений.