Геолокация (geolocation) – возможность обнаружить реальное местоположение пользователя, определить его провайдера или работодателя с целью изменить содержание сайта или блокировать доступ к нему. Статью на эту тему разместила Вебпланета.
Российские сайты только готовятся реализовать эту технологи
. Так, “Яндекс” лишь недавно реализовал разделение сайтов по регионам (соответствующие ссылки выводятся внизу страницы поиска). А вот, например, на Google ситуация уже в корне другая. Пользователи из Нью-Йорка и Бостона на один и тот же поисковый запрос получат совершенно разные результаты. И это только цветочки. Как сообщает агентство AP (http://story.news.yahoo.com/news?tmpl=story&cid=562&e=6&u=/ap/borders_online), владельцы прав на мультимедийный контент уже начали ограничивать доступ к своим сайтам для пользователей из других штатов. Британские казино не пускают на свои сайты голландцев. Американские киностудии разделяют мир на зоны и показывают контент для каждой зоны в отдельности, в разные сроки. Сеть реально распадается на части, и сегодня назвать ее “всемирной” может только наивный оптимист.
IP-адреса не всегда достаточно, чтобы точно определить местоположение пользователя. Современные сервисы, такие как Digital Envoy (http://www.digitalenvoy.net), Quova (http://www.quova.com) или Akamai Technologies (http://www.akamai.com), дополнительно отслеживают маршрут пакетов в сети, чтобы уже по маршрутизаторам точно определить адрес (точность составляет 80% для города и 99% для страны)
В последние несколько месяцев отмечено еще несколько случаев применения геолокации. Сайт RealNetworks (http://www.real.com) начал предлагать отдельные игры и фильмы для разных стран, а сайт Art.com стал демонстрировать американцам цены в долларах, а европейцам – в евро. Google уже давно переправляет пользователей на “национальные” сайты, а с апреля 2004 г. позволяет рекламодателям проводить географический таргетинг потребителей рекламы, указывая город или расстояние от определенного адреса.
Компании, которые специализируются на “цифровой слежке”, уже работают на всю катушку. Например, фирма Digital Envoy собрала базу IP-адресов крупных корпораций из списка Fortune 500, так что рекламодатель может показывать рекламу только сотрудникам этих компаний. Кроме того, Digital Envoy сейчас объединяет базу ZIP-кодов с данными национальной переписи населения, чтобы составить демографические рекламные профили каждого региона страны.
Конечно, геолокация сама по себе – очень полезная технология. Это экономное перераспределение трафика, персонализация контента и т.д. Но как она будет использоваться на самом деле?