Специалисты из британского университета Уорвика (University of Warwick) создали аппаратуру, которая может превратить все поезда на железных дорогах в быстродействующие бесконтактные дефектоскопы.
Существующая аппаратура, проверяющая рельсы на наличие скрытых трещин, громоздка и не может работать
а высокой скорости (больше 45 километров в час).
Поэтому дефектоскопией занимаются специальные поезда, медленно выползающие на пути, как только в графике обычных поездов образуется окно.
К тому же для “просвечивания” рельса (для этого используется ультразвук) необходим контакт аппаратуры с его поверхностью, что дополнительно изнашивает рельс.
В новой установке специальные электромагнитные преобразователи возбуждают в рельсе ультразвуковые колебания специфической формы – так называемые волны Релея, также эти преобразователи могут считывать колебания в стали и тоже – бесконтактным способом.
Волны Релея – это поверхностные волны, распространяющиеся вдоль рельса со скоростью 3 километра в секунду и проникающие на несколько миллиметров вглубь.
Каждый импульс, генерируемый установкой – это целый набор волн различной частоты, отличающихся по своей реакции на трещину.
Анализируя отражЈнный сигнал, новый аппарат определяет точное положение трещины и еЈ размеры, даже когда поезд с установкой проносится по путям на огромной скорости.
Теоретически, такими аппаратами можно оснастить все пассажирские и грузовые поезда, превратив их в бесконтактную, действующую круглосуточно и главное – необычайно разветвлЈнную сеть диагностики дефектов.