Финансовые предложения и здоровье составляли почти 80% всего спама в апреле 2004 г. Исследование тематики рекламных предложений провела компания Clearswift (http://www.clearswift.com), которая ежемесячно составляет тематический Spam Index и анализирует новые веяния на этом динамичном рынке.
В апре
е 2004 г. самая большая часть спама, как и раньше, была посвящена «здравоохранению» (40%), хотя эта тематика значительно утратила свои позиции: на 2.6% за три месяца и на 17% по сравнению с мартом 2004 г. Так называемое «здравоохранение» — это, в основном, реклама таблеток, которые продаются без рецепта: виагра, ксанакс, диетические пилюли и тому подобное. Такой товар продвигается сравнительно легко и является самым прибыльным для спамеров. Из-за отсутствия контроля за обращением этих фармацевтических средств многие люди начали использовать интернет, чтобы купить таблетки по более низким ценам и анонимно, то есть не обращаясь лично к продавцу в офлайновом магазине с нескромными вопросами. Очевидно, при покупке товаров из спамерской рекламы существует большой риск купить нестандартные лекартсва, а иногда — поддельные, которые производятся на подпольных заводах где-нибудь в Турции или Албании.
Второй по популярности тематической категорией являются финансовые сервисы — это предложения льготных кредитов, ипотека, трейдерские советы и т.д. За последние три месяца такого рода спам стал встречаться гораздо чаще. Финансовая тематика составляет уже 37.8% всего спама в интернете (в январе 2004 г. было 15.8%). Благодаря почти двукратному приросту финансовые сервисы вышли на второе место по популярности у спамеров, опередив порнографию, доля которой резко уменьшилась с 22% до 4.8% и достигла минимального значения за все время измерений с июня 2003 г. Наверняка, каждый пользователь электронной почты заметил резкое уменьшение количества порнографического спама в папке «Входящие».
На третье место по популярности среди спамеров вышли прямые продажи уникальных продуктов (кабельные дешифраторы и проч.), доля которых в несанкционированном почтовом трафике осталось стабильной (12.8%, -1%).
Ежемесячные исследования спамерской тематики показывают, что финансовые рассылки постепенно укрепляют свои позиции, демонстрируя второй подряд месяц роста. После того, как в феврале они резко сдали позиции (на 11%), за март и апрель финансовые услуги почти полностью вернули утраченную популярность и даже почти догнали виагру и средства для похудения, позиции которых на первом месте казались незыблемыми. Возможно, это лишь сезонный всплеск популярности, связанный с периодом подачи налоговых деклараций в США.