Исследовательская организация Economist Intelligence Unit (EIU) сравнила конкурентоспособность 64 стран по уровню развития информационных технологий. Украина оказалась на 56 месте, что говорит о неудовлетворительном состоянии IТ-отрасли. По мнению экспертов, ситуация не изменится без оказания IТ-отрасли поддержки на государственном уровне.
Целью исследования, заказанного Business Software Alliance (BSA), по мнению ее президента Роберта Холлеймана, являлось предоставление правительствам стран информации о способах улучшения позиций государств на мировом рынке информационных технологий. “Результаты этого рейтинга могут стать ориентиром, который поможет главам государств сосредоточиться на факторах, формирующих успех локальных IТ-компаний на глобальном рынке”,- отметил господин Холлейман.
Лидером рейтинга стали Соединенные Штаты Америки, продемонстрировавшие лучшие результаты сразу по двум критериям. США оказались страной, уделяющей наиболее пристальное внимание подготовке IТ-кадров и борьбе за соблюдение прав на интеллектуальную собственность. В категории “наиболее стабильная и открытая бизнес-среда” победил Гонконг. Швейцария обладает лучшей в мире IТ-инфраструктурой (уровнем проникновения информационных технологий и широкополосного доступа в интернет), Япония лучше других поддерживает инновационные разработки, а правительство Дании – заботится об IТ-секторе экономики страны.
Украине отвели лишь 56 место. Страны Латинской Америки – такие как Венесуэла, Эквадор и Перу, традиционно считавшиеся более отсталыми в области информационных технологий, а также Египет занимают более высокие места. По некоторым критериям мы получили едва ли не худшие показатели во всем рейтинге. В первую очередь это касается поддержки правительством IТ-отрасли, а также стабильности и открытости бизнес-среды. Хромает также уровень проникновения интернет-подключений и IТ.
Однако исследователи не учли специфики соотношения “перечень/стоимость” услуг, поставляемых на глобальном рынке. Так, по мнению участников рынка, основными конкурентами украинцев являются Индия и постсоветские страны, а не государства Латинской Америки. “Основными конкурентами, на мой взгляд, являются Индия, Россия, некоторые страны СНГ и бывшего соцлагеря,- считает руководитель департамента поддержки компании SWsoft Олег Горбачев.- Например, основа конкурентных преимуществ индийских компаний – большие объемы человеческих ресурсов и дешевизна, хотя в последнее время стоимость их услуг постоянно растет. А их минусом является не слишком высокая квалификация специалистов. Достаточно часто это становится причиной “перезаказа” ядра проекта в украинских или российских компаниях, а более рутинная часть остается у индусов”. Это мнение разделяет исполнительный вице-президент по маркетингу, продажам и развитию бизнеса компании SoftServe Тарас Вервега: “Сегодня набирает обороты тенденция, когда компании, занимающиеся сложными проектами, распределяют свою работу среди двух вендоров, один из которых находится в Индии или Китае, а второй – в Восточной Европе, в частности на Украине. Бесспорным преимуществом Китая и Индии по сравнению с нашей страной является число привлеченных в IТ-отрасль сотрудников. Украина в этом плане соревноваться не может, поэтому приходится конкурировать по качеству услуг и сложности задач, которые мы можем решать”.
Однако по мнению мировых вендоров, основными конкурентами Украины являются все же страны Восточной Европы. “На мой взгляд, это компании из Румынии, Болгарии, России, Белоруссии, в меньшей степени – Польши, Словакии и Чехии. В основе их успехов – крепкая фундаментальная подготовка и `олимпиадный` стиль мышления ведущих разработчиков ПО. Основа была заложена благодаря высокому уровню развития систем образования во второй половине ХХ века. В Польше, Чехии и Словакии так называемый `коробочный` бизнес (разработка готовых программных продуктов, ориентированных на массового потребителя. Украинские разработчики в основном создают сложные системы под заказчика.-“Ъ-Телеком/IT”) развит лучше, чем аутсорсинг, и предоставляет местным компаниям больше возможностей зарабатывать деньги”,- говорит руководитель отдела стратегических технологий “Майкрософт Украина” Александр Орехов.
Гораздо лучше, по мнению исследователей EIU, обстоит ситуация с молодыми украинскими IТ-специалистами. И это притом что отечественные компании постоянно жалуются на острейший дефицит квалифицированных кадров, а некоторые руководители считают, что низкая квалификация выпускников вузов является основной проблемой, сдерживающей рост IТ-сегмента. Украинский показатель (43,8) соизмерим с китайским (44,7), но несколько уступает российскому (56,8). “В России софтверные и аутсорсинговые компании перешли на частичное финансирование требуемых специальностей в высших учебных заведениях, создание академий и проведение сертификаций. Похожие тенденции можно наблюдать и на Украине, но пока это могут себе позволить только отдельные компании”,- рассказал господин Горбачев. Тарас Вервега более критично относится к системе и уровню подготовки украинских IТ-специалистов: “В украинской индустрии IТ-аутсорсинга работает около 15 тыс. человек. Высшие учебные заведения ежегодно выпускают 30 тыс. студентов, но они недостаточно подготовлены к тем требованиям, которые сейчас выдвигает рынок. Рост украинских аутсорсинговых компаний ограничивает нехватка квалифицированных разработчиков. Тут возникает парадокс: с одной стороны, их очень много, а с другой – катастрофически не хватает. На Украине работает система образования, сформированная при Советском Союзе. Она была нацелена на изучение математических наук и дает весьма неплохую фундаментальную подготовку. Благодаря этому у людей формируется логическое мышление, системный подход к решению задач и т.д. Но эта система образования не предоставляет нужных знаний о современных информационных технологиях, поэтому нуждается в реформации”.
В то же время у представителей отечественной системы высшего образования существует собственное видение методов подготовки квалифицированных кадров для IТ-индустрии.
“Почему-то в отечественных компаниях сложилось мнение, что государство обязано поставлять на рынок готовых специалистов,- удивляется руководитель одного из крупных украинских учебных центров, пожелавший остаться неназванным.- Мой опыт говорит, что основной вклад – около 90% – в развитие качественного сотрудника должны вносить сами компании при поддержке крупных вендоров. Да и невозможно украинской системе образования выполнить задачи, которые ставит перед ней отрасль. Она недостаточно динамична, да и система не нуждается в этом. Крупный вендор, такой как Microsoft, поставляет на рынок ежегодно около тысячи новых учебных курсов. Ни один вуз не может так часто изменять учебную программу. В этом нет необходимости. Мировые университеты также отказались от такого сумасшествия. Высшие учебные заведения обязаны дать только качественную основу, остальное – задача участников рынка”.
О том, что украинские учебные заведения способны выполнять поставленную перед ними задачу, свидетельствуют и результаты исследования. В области среды для научно-исследовательских работ Украина конкурирует с Индией, Китаем и странами Евросоюза.
К слову, дополнительным препятствием для развития средних и малых аутсорсинговых компаний является неоправданно высокие требования молодых специалистов к уровню оплаты труда. Эта ситуация может негативно сказаться и на темпах роста крупных украинских аутсорсеров, для которых малые компании являются ресурсной базой, превращающей вчерашних студентов в квалифицированный персонал. “Развитию и росту специалистов мешают необоснованно высокие уровни зарплат в некоторых компаниях,- уверен Олег Горбачев.- Многие компании создаются лишь для `осваивания` денег иностранных или местных инвесторов. В результате люди часто меняют место работы, не успевая поднимать свой профессиональный уровень. Результатом является отсутствие технической базы и очень завышенная самооценка”.
Сложности исследователи из EIU обнаружили и в области законодательной базы. Для многих компаний, работающих на Украине, но продающих свои продукты за рубеж, несовершенство нормативно-правовой базы является существенной проблемой. Среди наиболее негативных факторов украинские аутсорсеры на первое место ставят неоднозначность законов, допускающих двойную трактовку, и только затем отмечают недостаточное развитие технологической базы, нестабильность политической ситуации, коррупцию и налоговое давление. “Аутсорсинг остро нуждается в инвестициях, которые, по сути, невозможны без стабильности,- утверждает господин Горбачев.- Многие украинские компании сотрудничают с зарубежными предприятиями, а такая неопределенность ситуации часто отпугивает партнеров. Правда, те, кто позаботился о создании себе хорошего имени и известности на международной арене, продолжают активно развиваться”.
Несколько иного мнения о сдерживающих факторах придерживаются представители крупнейших украинских аутсорсинговых компаний. Так, Тарас Вервега считает, что существуют внешние факторы, ограничивающие темпы роста присутствия украинских компаний на мировом IТ-рынке. Основной проблемой является отсутствие стойкого имиджа страны у западных партнеров. “`Оранжевая революция` дала значительное улучшение в этом плане. В последнее время в различных источниках появляется все больше информации об украинских квалифицированных IТ-ресурсах, но на Западе к украинским разработчикам относятся все еще скептически. Российские компании решили этот вопрос просто, открыв представительства в развитых странах и заручившись поддержкой государства на правительственном уровне. Этого явно не хватает украинским IТ-аутсорсерам”,- говорит господин Вервега. По его мнению, немаловажны и внутренние ограничения : “Западные заказчики настороженно относятся к двум характерным для нашей страны явлениям. Первое – политическая и экономическая нестабильность. Второе – недостаточная защита авторских прав. Украинские проблемы с пиратством никак не способствуют созданию позитивной репутации. Кроме того, негативной для страны особенностью являются наши стандарты ведения бизнеса. Впрочем, если оценивать последние несколько лет сквозь призму этих трех факторов, то можно сказать, что имидж Украины существенно улучшился. Заказчики поверили, что западные стандарты ведения бизнеса будут приняты в нашей стране, и уже скоро станут ощутимы сдвиги в области обеспечения гарантии авторских прав”,- уверен Тарас Вервега.
Николай Роенко, президент компании “Миратех”:
– Для мирового игрока номер один в IТ-аутсорсинге – Индии – базовыми странами являются США, Канада и Великобритания. По этой причине в США украинским компаниям прежде всего приходится сталкиваться с индийскими IT-аутсорсерами. В Европе украинские разработчики конкурируют с компаниями из России, Белоруссии и стран, недавно присоединившихся к ЕС, например из Румынии, Болгарии, Польши и Чехии.
Часто компании, покупающие услуги IТ-аутсорсинга, в первую очередь оценивают рейтинг страны. Например, согласно индексу A.T. Kearney Россия занимает 27-е место, а Украина вообще не присутствует в списке. В самом благоприятном для Украины аналитическом отчете, который я встречал, она занимала 13-е место с прогнозом при благоприятных условиях войти в десятку. То есть над имиджем Украины надо работать.
Конкурентные преимущества украинских компаний во многом такие же, как и у компаний из России и Белоруссии. Это прежде всего наличие квалифицированных специалистов, способных адаптироваться к меняющимся требованиям клиента, а также умение разработчиков проектировать и создавать сложные системы, в частности, в различных прикладных областях. Еще одним безусловным преимуществом украинских компаний является географическое соседство с ЕС и стоимость услуг, хотя и не в той степени, как раньше.