На прошлой неделе начался большой бум среди всех, кто как-то завязан на поиск Гугла (а это почти весь современный интернет, все его разработчики). Некто “Erfan Azimi”, владец SEO фирмы внезапно начал показывать слитые ему документы о том как устроено ранжирование в поиске Гугла. На самом деле всё чуть сложнее, не сам поиск, а различные API вокруг него, но как вы понимаете даже по этим API уже можно понять многое. Утечка произошла по ошибке, один из разработчиков в гугле написал программу для превращения API в вызовы на любимом им языке программирования, но вместо публичных вызовов выложил все (если вам интересно, я приложил ссылку на коммит, в котором содержатся все эти описания [1]).

Многочисленные проверки через разных бывших и действующих гуглеров говорят, что это не подделка, не шутка, а вполне реальная утечка, исследованием которой теперь очень озабочены все SEO-ресерчеры. Дам вам ссылку на самый глубокий из них [2], но если кратко то вот что уже сейчас понятно:

  • В поиске гугла есть белые списки сайтов, которые принудительно оптимизированы. Как минимум это известно о некоторых тематиках, таких как выборы штатах в 2020 или ковид.
  • Название домена, а так же субдоменов является значимой информацией (гугл всегда говорил что это не так).
  • Есть отдельная песочница для новых сайтов. Гугл всегда это отрицал.
  • В поиске напрямую используются данные из EWOK (это система, в которой живые люди сидят и за деньги оценивают какой вариант выдачи в поиске лучше). Да, судя по всему есть пользователи, которые своими глазами и мнением определяют, какой из нескольких сайтов лучше по некоторому запросу.
  • Гугл активно использует информацию по поведению пользователей на сайте для ранжирования
  • Данные по тому, куда пользователь нажимает на странице берутся не только из гугл-аналитики, но и напрямую из браузера Chrome
  • По количеству кликов на странице сайты делятся на три категории, для каждой из которых строится свой “ранк качества”, более популярные по кликам сайты приносят бОльший вклад в пейджранк, т.е. более ценны
  • Гугл внутри учитывает размер бренда сайта, не только по самому сайту но и вцелом по упоминанию этого сайта в интернете (даже без ссылок)
  • Контент и ссылки вообще вторичны, сейчас гораздо значимее именно клики и навигация по сайту (то что называют “поведенческий фактор”).
  • Как следствие для большинства мелких компаний и сайтов SEO почти не значим, пока вы не создадите бренд, пользователей на сайте и репутацию для аудитории.

Безусловно это самая значимая утечка про поиск гугла за последние 10-15 лет. По ней очень вероятно, что гугл часто врет [3] когда публично рассказывает о поиске. Скорее всего надо переставать верить, что “content is king”, кликбейты + фермы ботов – вот нынешний путь к успеху в SEO. Разумеется гугл от комментариев отказался [4]. Если вам хочется почитать на эту тему еще что-то – вот неплохая статья в iPullRank [5].

А если вам хочется как-то перестать сливать все свои данные в гугл – поставьте себе что-то не из хрома, например Firefox.

[1] https://github.com/googleapis/elixir-google-api/commit/078b497fceb1011ee26e094029ce67e6b6778220
[2] https://sparktoro.com/blog/an-anonymous-source-shared-thousands-of-leaked-google-search-api-documents-with-me-everyone-in-seo-should-see-them/
[3] https://www.seroundtable.com/google-chrome-search-usage-15618.html
[4] https://www.theverge.com/2024/5/28/24166177/google-search-ranking-algorithm-leak-documents-link-seo
[5] https://ipullrank.com/google-algo-leak

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.