Компания Terra Lycos собирается продать поисковый портал Lycos.com в 60 раз дешевле стоимости его покупки четыре года назад, во времена бума доткомов. Для оценки текущей стоимости портала приглашен американский инвестиционный банк Lehman Brothers. Окончательное решение о продаже бизнеса владельцы пр
мут после аудиторской оценки.
По предварительным оценкам, стоимость интернет-бизнеса может составить около $200 млн. Это сущие копейки по сравнению с той ценой, за которую был куплен Lycos.com во время бума доткомов в 2000 г. Тогда компания Terra Networks, как она раньше называлась, заплатила за портал более $12,5 млрд.
Убыточная Terra Lycos, интернет-подразделение испанского коммуникационного гиганта Telefonica, с тех пор никак не могла выйти из минуса, безуспешно пытаясь заработать на рынке интернет-рекламы. В феврале 2004 г. было объявлено о введении платной подписки, что, по оценкам владельцев, должно быть выгоднее, чем предоставление бесплатных интернет-сервисов для всех желающих. В течение четырех лет владельцы упорно пытались уменьшить расходы, сокращая штат. В прошлом году было уволено 147 человек (22% штата), а последнее сокращение произошло в феврале, когда было уволено еще 90 человек (20% оставшегося штата).
В 2003-м году убытки Lycos составили $24 млн при доходах $93 млн. Впрочем, аудиторы сообщают, что в данный момент у портала Lycos имеется 170 тыс. активных подписчиков на платные сервисы, в том числе на службу онлайновых знакомств Matchmaker, так что можно надеяться на то, что в 2004-м году портал принесет прибыль. Первым прибыльным порталом за долгие годы стал III кв. 2003 г. Кстати говоря, холдинг Lycos, в который входит множество сайтов (Angelfire, HotWired, Lycos.com, Matchmaker, Quote, Raging Bull, Terra.com, Tripod, Webmonkey, WhoWhere и Wired), является крупнейшим партнером Google по продаже контекстной рекламы Google AdWords.
Lycos принадлежит к числу поисковых сайтов так называемого “второго эшелона”. Во время бума доткомов они высоко оценивались аудиторами, но их фактическая аудитория во много раз меньше, чем у лидеров. Судьба представителей “второго эшелона” незавидна. Infoseek был закрыт после того как Walt Disney безрезультатно вложила миллиарды долларов в попытках построить свой собственный портал Go.com. Еще раньше обанкротился Excite.com, купленный кабельным интернет-провайдером @Home в 1999 г. за $6,7 млрд. Этот сайт был продан комиссией по банкротству за $10 млн.
Пока неизвестно, кто может быть заинтересован в покупке убыточного портала Lycos. По мнению аналитиков, многие потенциальные инвесторы сейчас готовятся к первичному выпуску акций Google, чье IPO должно стать событием года. Несмотря на ажиотаж, Google вовсе не торопится с выходом на биржу.
Акционирование Google может поднять новую волну сделок на рынке доткомов. Уже появились первые признаки ее наступления. Например, портал Yahoo! в прошлом году потратил $2,79 млрд на приобретение интернет-компаний: в частности, были куплены платный поисковик Overture Services за $1.6 млрд, французский сервис для сравнения цен и шоппинга Kelkoo ($579 млн) и китайский поисковик 3721 Network Software ($120 млн).
Многомиллионные сделки по продаже платных поисковых сервисов были замечены на фондовом рынке, и акции некоторых компаний, которые занимаются таким же бизнесом, резко пошли вверх. Например, акции малоизвестного поискового сайта Mamma.com за полтора месяца выросли с $2 до $10.