Производитель конкурирующего браузера утверждает, что из-за специфической особенности Firefox приводятся нереалистичные цифры его доли рынка.
В понедельник глава Opera Software заявил, что статистика доли рынка Mozilla Firefox завышена из-за поддерживаемой этим браузером функции предварительной в
борки страниц (link prefetching). Этот механизм позволяет браузеру использовать время простоя для загрузки веб-страниц, которые пользователь может посетить в ближайшем будущем. В Firefox 1.0 он включен по умолчанию. В начале июня Google реализовал поддержку предварительной выборки страниц, и теперь Firefox заранее загружает в кэш верхние строчки результатов поиска.
Согласно последним данным компании OneStat.com, измеряющей веб-трафик, доля рынка Firefox и Opera составляет соответственно 8,7% и 1,0%. (Доминирующий веб-браузер Microsoft Internet Explorer установлен у 86,6% пользователей.) Однако генеральный директор Opera Йон фон Тежнер утверждает, что доля рынка Opera, вероятно, выше, чем предполагает статистика, так как он не поддерживает pre-fetching и у него более эффективный механизм кэширования.
“К сожалению, статистика недооценивает Opera и переоценивает Firefox. У Opera более совершенный механизм кэширования, поэтому он обращается к веб-сайтам не так часто, как другие браузеры. В Firefox добавлена функция предварительной выборки, которой воспользовался Google. Это приводит к завышению статистических данных”, – сказал Тежнер.
Механизм кэширования Opera – не единственная особенность браузера, приводящая к недооценке его доли рынка. По умолчанию Opera сконфигурирован так, что идентифицирует себя как Internet Explorer, – чтобы браузер представлялся правильно, пользователям приходится менять этот параметр вручную.
По словам фон Тежнера, у Opera от 10 до 15 млн активных пользователей. Каждый месяц браузер загружают от двух до трех миллионов раз. Opera выпускает также версию браузера для мобильных телефонов, которую загрузили свыше миллиона раз. К тому же, как утверждается на веб-сайте Opera (http://www.opera.com/pressreleases/en/2004/09/20/), “многие миллионы” лицензий проданы производителям трубок и операторам мобильных сетей.
Аналитик RedMonk Джеймс Говернор согласен, что цифры по доле рынка могут быть неточными, но и цифры по загрузке, по его мнению, тоже ненадежны. “При подсчете загрузок они не учитывают степень фактического использования браузера – у меня на десктопе он стоит, но я им не пользуюсь. А все те, кто предположительно используют Opera на мобильных телефонах, действительно ли они это делают?” – спрашивает Говернер, добавляя, что “когда бросаешь камни, нужно быть осторожным”.
Бесплатная версия Opera отображает рекламу, а версия без рекламы стоит денег. Фон Тежнер признал, что реклама отпугивает некоторых пользователей, но за неимением других источников дохода у его фирмы нет выбора. “Многим не нравится наша реклама, но у нас нет богатого спонсора вроде Mozilla Foundation. Им [разработчикам Mozilla Firefox] не надо думать о деньгах. А нас никто не финансирует”, – жалуется фон Тежнер.