Table of Contents
26.07.2007 исполняется 60 лет Центральному разведывательному управлению США (Central Intelligence Agency). В связи с этим уместно будет вспомнить о том, как создавалась и как действовала одна из самых мощных разведок мира.
Предыстория ЦРУ восходит к временам второй мировой войны. До этого внешняя разведывательная деятельность в США носила узкоспециализированный характер — военной разведкой занимались разведслужбы видов вооруженных сил (армия, ВВС, ВМС), каждая из которых вела исключительно свою область. Политическая и экономическая разведка являлась функцией госдепартамента и была сосредоточена в основном в посольствах США. В целом же, как писал знаменитый советский агент Ким Филби, занимавший руководящие посты в британской разведке и по должности курировавший британо-американское разведывательное сотрудничество, «секретная информация из других стран поступала в Вашингтон в ограниченном количестве в результате „сверхплановой“ деятельности американских военных атташе и дипломатов».Кстати, переводом своей разведывательной деятельности на более высокий уровень США во многом обязаны именно Великобритании. В Нью-Йорке в 1940 году был организован Британский координационный центр по вопросам безопасности американских поставок на Британские острова. Уильям Стивенсон, руководитель этой организации, приложил огромные усилия, чтобы убедить американцев в необходимости создания специальной службы внешней разведки, и сумел заинтересовать свой идеей президента Рузвельта. И впоследствии сотрудники прославленной британской Secret Intelligencе Service зачастую выступали, а иногда и сейчас выступают в роли наставников своих американских коллег.
Непосредственным толчком к созданию первой в истории США специальной организации внешней разведки стало внезапное нападение японцев на американскую военно-морскую базу в Перл-Харборе. По указанию президента Рузвельта в начале 1942 года было создано Управление стратегических служб (УСС) во главе с генералом Уильямом Донованом, которое должно было действовать в тесном сотрудничестве с британской разведкой. Первоначально УСС мыслилось как аналитическая организация. Затем оно стало заниматься специальными операциями. В 1945 году УСС было распущено, его аналитическая служба передана в ведение госдепартамента, а оперативные подразделения — министерству обороны.
Однако уже в январе 1946 года президент Гарри Трумэн, осознавая необходимость систематизации разведывательной работы, создал Центральную разведывательную группу с присоединением к ней Управления специальных операций министерства обороны. Наконец, в своем обращении к конгрессу 12 марта 1947 года президент Трумэн рекомендовал учредить Центральное разведывательное управление (ЦРУ) как открыто действующий гражданский орган исполнительной власти, обладающий также функциями секретного характера. В итоге ЦРУ было создано принятием 26 июля 1947 года закона о национальной безопасности (National Security Act of 1947).
Этим законом был утвержден механизм обеспечения национальной безопасности, состоящий из Совета национальной безопасности (СНБ), министерства обороны и ЦРУ, которое учреждалось в соответствии со статьей 102 закона. ЦРУ во главе с директором подчинялось лично президенту. Законом устанавливалась система контроля за ЦРУ со стороны президента США и комитетов по разведке обеих палат конгресса.
Согласно закону президентский контроль осуществляется через так называемые «исполнительные приказы президента США». В американской юридической теории и практике эти приказы рассматриваются как разновидность нормативных актов исполнительной власти, составляющая часть федерального права и имеют обязательную силу для всех правительственных ведомств. Парламентский контроль реализуется путем вотирования необходимых бюджетных средств, регулярных проверок их расходования и обязательного информирования комитетов палат о текущей деятельности разведки. Законом 1947 года особо оговаривалось, что ЦРУ «не будет иметь полицейских и принудительных полномочий как функций внутренней безопасности», то есть ему запрещалось работать на территории самих США.
В 1949 году был принят закон о ЦРУ, который, правда, касается в основном регулирования его финансовой деятельности. В нем также есть разделы о защите информации, связанной с ЦРУ, и разделы, предусматривающие упрощенную процедуру принятия гражданства США лицами, оказавшими помощь ЦРУ.
Первым директором ЦРУ стал Аллен Даллес. Кадровый состав новой спецслужбы формировался прежде всего за счет бывших сотрудников УСС, офицеров армейских разведслужб, откомандированных в распоряжение директора ЦРУ, чиновников госдепартамента и других гражданских специалистов. Уже с первых дней существования вербовщики ЦРУ проявляли огромный интерес к университетам. Привлечение профессоров и студентов на работу в ЦРУ или к внештатному сотрудничеству вскоре стало одним из главных направлений агентурной работы и кадровой политики.
На фронтах «холодной войны»
Набиравшая силу «холодная война» потребовали от новой организации активного участия в кризисных ситуациях. Надо сказать, что начало свою работу ЦРУ не слишком удачно. После того как разведка не сумела спрогнозировать коммунистическое вторжение в Южную Корею в 1950 году, Даллес был вынужден покинуть свой пост и новым директором был назначен генерал Уильям Смит, начальник штаба у Дуайта Эйзенхауэра во время войны, а затем посол США в Москве. Он принял срочные меры по реорганизации ЦРУ и включил его в систему зарубежных операций, которые проводило Управление специальных операций минобороны. Тем не менее Смиту так и не удалось установить должный баланс между секретными операциями и «классической» разведкой.
В январе 1953 года президентом США стал Эйзенхауэр, но он все же предпочел бывшего начальника своего штаба профессиональному разведчику Даллесу, который 26 февраля сменил Смита и вновь занял пост директора ЦРУ. Именно при Даллесе сформировалась структура ЦРУ, основу которой составляли Оперативный директорат, Информационно-аналитический директорат и Административный директорат (в начале
Помимо СССР ЦРУ активно работало и против его союзников. Управление одновременно проводило множество секретных операций, преимущественно в третьем мире. Так, в 1953 году при участии ЦРУ, действовавшего в тесном контакте с британскими спецслужбами, был свергнут иранский премьер Моссадык, попытавшийся национализировать иранскую нефтяную отрасль, и восстановлен у власти шах Мохаммед Реза Пехлеви. К числу успехов ЦРУ можно также отнести свержение в 1954 году левонационалистического правительства Хакобо Арбенса в Гватемале.
Одним из наивысших достижений ЦРУ
Олег Владимирович Пеньковский был завербован весной 1961 года. За время сотрудничества с ЦРУ он сообщил множество данных о стратегии, тактике и вооружении Советской армии. Особая роль принадлежит ему в Карибском кризисе 1962 года. Именно на основе переданных им данных о советской ракетной технике американцы сделали вывод, что ракеты, размещенные на Кубе, могут быть использованы СССР для атаки США.
А вот одной из самых больших неудач ЦРУ в те годы была история с летчиком Фрэнсисом Пауэрсом, который был сбит 1 мая 1960 года недалеко от Свердловска при выполнении разведывательного полета через всю территорию СССР. Летчик катапультировался и был арестован. После завершения громкого судебного процесса СССР обменял американца на советского разведчика Рудольфа Абеля.
Еще один пример неудачных действий ЦРУ — организация вторжения на Кубу в апреле 1961 года, закончившегося разгромом десанта кубинских эмигрантов. Проваленная операция стала прекрасным поводом для коммунистических репрессий (сразу было расстреляно 50 тыс. человек) и тотального подавления инакомыслия на Кубе. После фиаско в заливе Свиней ЦРУ попыталось организовать покушение на Фиделя Кастро, что делалось, как стало известно позднее, по указанию президента Джона Кеннеди и министра юстиции Роберта Кеннеди. Провалы этих операций привели к отставке Даллеса и ужесточению конгрессом контроля за деятельностью ЦРУ.
Меры по ужесточению контроля, безусловно, отвечали настроениям общественности США. Сведения о том, что ЦРУ занимается неблаговидными делами за рубежом и к тому же нарушает запрет на деятельность внутри страны, регулярно просачивались в печать. Все это отнюдь не способствовало формированию положительного образа ЦРУ в глазах американцев, традиционно с подозрением относящихся к деятельности любых правительственных учреждений, а к деятельности спецслужб особенно.
Недавно ЦРУ рассекретило ряд документов, подробно описывающих его незаконную деятельность
Это в полной мере относится и к причастности ЦРУ к убийству премьер-министра Конго Патриса Лумумбы, и к участию агентов ЦРУ в ликвидации одного из самых одиозных диктаторов — Рафаэля Трухильо, президента Доминиканской Республики. Пожалуй, единственной новостью оказались материалы, свидетельствующие о существовании так называемых тайных тюрем ЦРУ уже
От скандала до запрета
Забавно, но ЦРУ само начало собирать компромат на себя. Вернее, это произошло по инициативе директора ЦРУ Джеймса Шлезингера, который в 1973 году приказал составлять досье с детальным изложением всех правонарушений, совершаемых сотрудниками ЦРУ. Он просто хотел сам точно знать, как было дело, чтобы в случае утечки хотя бы понимать, в чем его ведомство обвиняют. Толчком к подобному решению стал знаменитый Уотергейт, когда во время избирательной кампании 1972 года несколько бывших сотрудников ЦРУ при содействии своих действующих коллег установили подслушивающие устройства в одном из номеров вашингтонской гостиницы Watergate, где располагался предвыборный штаб Демократической партии. Тем самым они спровоцировали грандиозный политический скандал, стоивший поста президенту Ричарду Никсону. После этого инцидента директор ЦРУ Шлезингер и выпустил секретную директиву, которая предлагала всем сотрудникам ведомства сообщать о прошлых или настоящих случаях деяниях сослуживцев, «могущих выходить за рамки мандата ЦРУ». Сотрудники с энтузиазмом принялись стучать друг на друга, в результате появилось досье под кодовым названием «Сокровища короны», которое перешло к сменившему Шлезингера Уильяму Колби. Тот продолжил эту работу, но потом по настоянию госсекретаря Генри Киссинджера пополнение досье было остановлено и его отправили в архив вплоть до наших дней, когда досье рассекретили.
Когда в середине
Недоверие к организации усилилось после того, как в 1979 году ЦРУ не смогло спрогнозировать исламскую революцию в Иране. Однако часть ограничений была снята, но тут разразился новый скандал, получивший название «Иран-контрас». И опять встал вопрос о пересмотре функций ЦРУ. Дело в том, что конгресс запретил помощь никарагуанским повстанцам (контрас), действовавшим против просоветского правительства Даниеля Ортеги. Однако такая помощь оказывалась за счет выручки от тайной продажи американского оружия Ирану. В многоходовой операции активное участие принимали сотрудники ЦРУ, аппарата СНБ и даже вице-президент Джордж Буш-старший. Тем не менее комиссия конгресса констатировала: «Дело „Иран-контрас“ стало возможно в результате нарушений законов отдельными лицами,
Несмотря на столь громкий скандал, конгресс совместно с президентом Рональдом Рейганом принял решение о финансировании намного более крупной операции ЦРУ по вооружению моджахедов, воевавших против советских войск в Афганистане.
В 1981 году Рейган издал очень важный исполнительный приказ № 12333, запретивший ЦРУ прямо или косвенно участвовать в убийствах. Однако при том же Рейгане в 1982 году в закон о национальной безопасности был внесен раздел 6, запрещающий разглашение сведений о личном составе и агентуре ЦРУ и предусматривающий строжайшие меры наказания за любое разглашение любым лицом, включая конгрессменов. В 1984 году в тот же закон был внесен раздел 7, выводящий разведку
Что же до собственно разведывательной деятельности ЦРУ, то сбор информации о СССР шел с переменным успехом. Резкому падению авторитета разведслужбы способствовали факты разоблачения целого ряда ее сотрудников, завербованных советской разведкой.
Реформы 9/11
Ужасная террористическая атака 11 сентября 2001 года, которая сама по себе явилась грандиозным провалом всех американских спецслужб, привела к наиболее масштабной реформе ЦРУ и всего разведывательного сообщества США за всю историю его существования. В результате деятельности так называемой Комиссии 9/11 была создана новая структура, координирующая деятельность ЦРУ и других разведок, — Управление директора национальной разведки, главой которого в 2004 году стал Джон Негропонте. В августе 2004 года вместо Джорджа Тенета был назначен новый директор ЦРУ — Портер Госс, который начал реформы ведомства, в результате которых оно приобрело современный вид.
В октябре 2005 года была принята Новая стратегия национальной разведки, разработанная с учетом роста террористической угрозы. ЦРУ получило право (при наличии особого письменного приказа президента США) проводить секретные операции на территории самих США. В числе дополнительных задач, возложенных на ЦРУ в рамках новой стратегии, появилось содействие демократическим переменам в странах с диктаторскими режимами.
Несмотря на заметное расширение функций ЦРУ, представление об этой организации как о главной разведке США, а о директоре ЦРУ как о начальнике всей американской разведки
Безусловно, ЦРУ занимает особое место среди американских спецслужб, ведь директор управления подчинен непосредственно президенту страны. Отличается ЦРУ и кругом задач (в основном это все-таки политическая разведка). Однако ни по численности сотрудников (по разным оценкам,
Главным структурным изменением в ЦРУ стала реформа самого важного подразделения управления — Оперативного директората. На его базе была образована Национальная секретная служба (NCS). Именно она отныне решает задачи по добыванию информации силами агентурной разведки. NCS также организует и осуществляет тайные операции, контрразведывательное обеспечение агентурно-оперативных мероприятий.
Независимым структурным подразделением ЦРУ остался уже упоминавшийся Научно-технический директорат. Кроме того, в структуру ЦРУ входит Информационно-аналитический директорат с пятью региональными управлениями (СНГ, Европа, Ближний Восток и Южная Азия, Восточная Азия, Африка и Латинская Америка) и оперативный центр ЦРУ, круглосуточно отслеживающий информацию с целью выявления признаков обострения кризисных ситуаций.
«Ликвидация» и «чрезвычайные доставки»
Среди новаций антитеррористической тактики ЦРУ нужно отметить прежде всего расширение так называемого «права на ликвидацию». Как уже отмечалось, в 1981 году президент Рейган издал директиву № 12333, запретившую ЦРУ прямо или косвенно участвовать в «ликвидациях». Однако было разрешено собирать информацию, которая бы позволила уничтожить лидеров террористических организаций за рубежом. После терактов 11 сентября 2001 года президент Джордж Буш-младший заявил, что на террористов не распространяются нормы и правила войны. Это фактически предоставило ЦРУ свободу действий в рамках действующего порядка проведения тайных операций (covered actions), под которыми понимаются: физическая ликвидация, подготовка переворотов, помощь в создании и обучении вооруженных формирований из числа иностранных граждан и т. д. Приказ о проведении тайной операции может издать только президент США на основе рекомендаций Национального совета по разведке. Подобная операция может быть проведена лишь в случае, если задачи внешней политики США не могут быть достигнуты применением обычных дипломатических методов, а открытое применение вооруженных сил США нежелательно или невозможно. Директор ЦРУ обязан отчитываться о проведении каждой тайной операции перед комитетами по разведке обеих палат конгресса.
ЦРУ активно участвовало в подготовке и обеспечении операций против «Аль-Каиды», одной из задач которых является уничтожение Бен Ладена и его соратников. Не обошлось без участия управления и уничтожение в 2005 году главы иракского отделения «Аль-Каиды» Абу Мусы
Наряду с «ликвидациями» спецслужбы США стали активно применять метод так называемой «чрезвычайной доставки» — подозреваемых в терроризме мусульманских радикалов, а иногда и вовсе случайных мусульман-эмигрантов похищали из различных европейских стран и доставляли в исламские государства — союзники США, где их подвергали допросу с применением физического воздействия, что позволяло обойти запрет на пытки, существующий в американском законодательстве. Причем при транспортировке похищенных для их временного содержания использовались так называемые тайные тюрьмы ЦРУ, располагающиеся на территории европейских союзников США.
Достоянием гласности все это стало в июне 2005 года, когда в Италии разразился скандал, связанный с похищением в 2003 году агентами ЦРУ проживавшего в этой стране египтянина, подозревавшегося в терроризме. После этого разоблачения посыпались со всех сторон, разбирательство по поводу тайных тюрем начались в различных европейских странах, дело дошло до ПАСЕ и Европарламента. ЦРУ признало, что им проведено около 70 операций «чрезвычайной доставки». При этом была откровенно разъяснена мотивировка подобных действий: «чрезвычайная доставка», то есть передача террористов в те страны, где пытки обычная практика, — единственный способ, не нарушая законов США, добыть информацию, способную спасти тысячи жизней. Безусловно, это весьма спорное оправдание как с правовой, так и с нравственной точки зрения,
Исправление ошибок
В марте 2005 года спецкомиссия по оценке эффективности разведки США представила президенту доклад, в котором отметила нехватку у ЦРУ нелегальных агентов за рубежом. Как написал Newsweek со ссылкой на источники в Лэнгли, вместо агентурной работы ЦРУ «больше полагается на средства электронного прослушивания, а также на щедрость так называемых связных — союзных спецслужб, у которых зачастую имеются собственные планы».
Интересно, что еще за два года до составления этого доклада примерно то же самое говорил мне мой знакомый, бывший «зеленый берет» и бывший сотрудник ЦРУ Рик Макгрегор. В 2003 году в Нью-Йорке, отвечая на мой вопрос, почему ЦРУ проморгало террористическую атаку 11 сентября, он сетовал на засилье в ЦРУ «чванливых мальчиков из Гарварда и Йеля», которые ошибочно полагают, что гораздо лучше, чем любой агент из «туземцев», разберутся в ситуации, сидя в кабинете за компьютером и анализируя данные, полученные с помощью спутников-шпионов и радиоперехвата. Отсюда пренебрежение к агентурной работе и операциям по внедрению.
Видимо, в ЦРУ все-таки поняли, что односторонняя кадровая политика, выражающаяся в чрезмерной ориентации на высоколобых университетских интеллектуалов, считающих себя умнее практиков, работающих «на земле», непродуктивна. В июне 2005 года в ЦРУ признали необходимость пересмотра правил приема на службу в управление.
ЦРУ всегда славилось своими жесточайшими требованиями к кандидатам в разведчики. Сотрудником управления может стать исключительно гражданин США не старше 35 лет, прошедший тщательные проверки, позволяющие в будущем дать ему допуск к высшей форме секретности. Жесткие критерии отбора кадров, безусловно, вещь вполне разумная для такой конторы, как ЦРУ. Однако отсутствие гибкости и индивидуального подхода вредит в любом деле, а в разведке тем более. Как отмечается в том же докладе 2005 года, выяснилось, что значительная часть кандидатов, которых не приняли на работу, являлись американцами арабского происхождения в первом поколении. Именно их арабское происхождение и стало причиной отсева. Между тем кандидаты обладали знаниями не только языка, но и традиций стран, выходцами из которых являлись. Многие из них поддерживали отношения с родственниками на исторической родине. А ведь именно в таких людях остро нуждается ЦРУ для сбора информации о террористах и внедрения агентов в их организации. Не говоря уже о том, что ЦРУ, по данным доклада, испытывает острую нужду даже в переводчиках, знающих арабский (а также китайский, фарси и пушту).
В результате ограничения на прием «арабоамериканцев» были отменены, но, естественно, не были отменены жесткие проверки. Кроме того, предпринимаются меры, чтобы родственники таких специалистов не стали объектом терактов, шантажа или угроз. В том же 2005 году президент Буш приказал ЦРУ в течение пяти лет вдвое увеличить агентурный персонал, задействованный в тайных операциях, и на столько же увеличить персонал аналитиков, а также тех, кто задействован в тайных операциях. Можно быть уверенным, что без работы они не останутся.