В Институте социологии РАН вышел сборник научно-методических материалов “Дети и проблемы толерантности”. Поиск причин агрессивности и недружелюбия в детской и молодежной среде подвиг ученых на изучение “картин мира” современных школьников. Редактор сборника, доктор социологических наук Тамара АД
МЬЯНЦ считает, что от некоторых детей в ближайшем будущем можно ждать асоциального поведения.
– И какие же тревожные тенденции в восприятии окружающего наблюдаются у современных детей?
– “Картины мира” современных детей принципиально отличаются от “картин мира” их родителей. Большая группа ребятишек имеет сложные, противоречивые “картины мира”. У пяти процентов они оказались абсолютно негативными: эти дети недружелюбны по отношению к сверстникам другой национальности или другого вероисповедания. Окружающий мир кажется им плохим, злым, неласковым. В игровых ситуациях им предпочтительнее роль агрессивного персонажа, например тигра Шерхана из сказки про Маугли или киллера из компьютерной игры. В реальной жизни они, по собственному признанию, часто дерутся, причем это им нравится. Такие дети могут стать потенциальными инициаторами асоциальных явлений в своей взрослой жизни. Еще у 13,6 процента детей “картины мира” также вызывают тревогу. У нас нет уверенности, что из них вырастут гармонично развитые, позитивно настроенные люди. Более чем у 30 процентов детей – смешанные реакции, грубо говоря, у них в голове каша. Ситуация усугубляется тем, что современная информационная среда, в которой находятся дети, которая окружает их, как вода в океане, вносит сумятицу в их представления о мире и о своем месте в нем. Дети постоянно сталкиваются с суперсуществами из иных миров – нелюдьми: мутантами, роботами, пришельцами – и в результате не отдают себе отчета в том, что они-то сами – люди. Сегодня многие дети хотят походить на Гарри Поттера, пойти в школу волшебства.
– А разве плохо, если ребенок хочет быть похожим на Гарри Поттера?
– Часть детей в результате знакомства с этим героем начинает мечтать о всемогуществе, которое дает роль ведьмы или волшебника. И думают, что путь к добру лежит не в совершенствовании душевных качеств, а в том, чтобы получить тайные знания. Только небольшая группа детей – те, у кого развиты коммуникативные навыки, понимают, что это условный мир и, интерпретируя сказку, говорят о борьбе добра и зла, о том, что добро побеждает. А дети с неразвитыми коммуникативными навыками (их гораздо больше) не замечают этого, думая только о развлечениях или о могуществе.
– Между отношением к сверстникам других национальностей и коммуникативными навыками детей тоже есть взаимосвязь?
– Есть зависимость между коммуникативными навыками детей и степенью толерантности их реакций. Можно сказать, что это научное открытие. Мы побывали в приемниках-распределителях: исследовали “картины мира” детей так называемого девиантного, с отклонениями от нормы, поведения. Их “картины мира”, в том числе показатели дружелюбия по отношению к сверстникам, аналогичны тем, которые мы зафиксировали у “тревожной”, с точки зрения исследователей, группы обычных школьников. Все эти дети – возможный резерв антиобщественного поведения или реагирования. Я думаю, нам нужен особый предмет в школах, где развивали бы такие навыки – ведь это основа гармонической личности и нормальной жизни человека.
– Как вы представляете себе эту дисциплину?
– Наш исследовательский коллектив уже работает над созданием специальной программы для школ. Несколько лет мы проводим экспериментальные занятия по развитию таких навыков со студентами в рамках курса “Теория социальной коммуникации”, который читается в некоторых вузах Москвы. У ребят просто глаза горят, когда они постигают механизмы понимания и взаимопонимания! Все это оказалось возможным сделать, поскольку в нашей отечественной науке есть принципиально новое междисциплинарное направление, которое называется “семиосоциопсихология”. Эта наука решает задачи, связанные с будущим человеческой цивилизации – мы не боимся так говорить.
– Что вы посоветуете родителям подрастающего поколения?
– Важно развивать коммуникативные навыки с самого раннего детства. Поэтому важно, чтобы среда, в которой растет ребенок, была диалогической, партнерской. Обсуждая с детьми сказки, мультфильмы, другие произведения, надо учить их различать главное и второстепенное.