Покажи мне свой сайт, и я скажу, успешен ли твой бизнес” – эта формула, к сожалению, верна далеко не во всех случаях. Представительства малых и больших заводов, транснациональных корпораций, множества фирм и фирмочек во Всемирной паутине выглядят более или менее одинаково. Выдающийся из общего р
да дизайн вовсе не означает, что компания процветает, и наоборот – лидер отрасли может довольствоваться заурядным сайтом. Но правилом является все же отношение предпринимателей к разработке своего сайта как к важному и доставляющему удовольствие делу.
Лучший пример тому нефтяная компания “ЮКОС”. “В оформлении сайта использованы рисунки детей сотрудников компании” – первое, что узнает новый посетитель, пока грузится анимированная заставка. Правда, это имеет место только в зоне .RU, а те, кто посещает тот же ресурс в интернациональной зоне .COM, сразу попадают на англоязычную страничку. Стандартное решение для корпоративных ресурсов, которые вынуждены иметь более чем одно доменное имя в различных зонах.
Вообще предприятия этой весовой категории – РАО “ЕС”, “Северсталь”, “Газпром”, “ЛУКОЙЛ” и иже с ними – даже по ту сторону дисплея, в виртуальном пространстве, не перестают быть тяжеловесами. Их представительства в WWW даже неловко называть сайтами. Это порталы – с лентами отраслевых новостей, обновляемой в реальном времени информацией о котировках акций, корпоративным официозом, объявлениями о вакансиях, ссылками на сайты дочерних компаний, обратной связью с посетителями, публикациями в прессе etc. Разумеется, ни одного рекламного баннера, как и должно быть на сайте, которому ни к чему бить рекорды посещаемости. И еще: владельцы таких ресурсов неявно считают “своим” только такого посетителя, который пользуется выделенной линией связи и не затруднится загрузкой пары-тройки сотен лишних килобайт.
Что касается доменных имен. Практически отсутствует риск попасть не туда, куда ожидалось, после того как в адресной строке браузера будет набрано lukoil.ru, uralmash.ru или yukos.com. Однако это не лучший способ. Проще спросить у Яндекса. Первая же ссылка по запросу имени компании приведет на ее официальный сетевой ресурс, и не надо будет думать, почему вместо доменного имени gazprom.ru следует использовать www.gazprom.ru или почему severstal.ru не работает, а stal.ru – это и есть сайт “Северстали”.
Сетевые ресурсы предприятий, чья продукция рассчитана на массовый спрос, подходят к сайтостроению иначе, нежели крупнейшие корпорации. Для них сетевой ресурс точно так же необходим в качестве инструмента для связей с общественностью, только вот сама общественность несколько иная. Очевидна разница между публикой, интересующейся рынком нефти, и теми, кто собирается купить автомобиль.
Сетевые ресурсы автозаводов и их дилеров посвящены прежде всего продукции, самим автомобилям, ценам, условиям покупки. Сайты уже стали вполне эффективной витриной, возле которой потенциальный покупатель делает выбор. Хотите изучить модельный ряд – идите на веб-ресурсы АвтоВАЗа или ГАЗа, а за ценами – на сайт продавца.
Автоиностранцы в российской зоне Интернета ведут себя не так, как отечественный производитель. Неодинаково. БМВ в Рунете представляет модельный ряд, ориентирует по ценам. А “Ниссан” ограничивается перечнем на сайте российских дилеров и местными корпоративными новостями. Логичная попытка посмотреть машины на nissan.com оканчивается ничем – это доменное имя захвачено неким предприимчивым американцем, который торгует под вывеской Nissan Computer Corp отнюдь не автомобилями. Такое вот своеобразное продолжение традиции именовать захолустные городишки именами европейских столиц. Помните историю Тома Сойера, который рос в Санкт-Петербурге, что на берегу Миссисипи?
Разговор о сайтах автомобилестроителей будет неполон и даже скучен без упоминания о сетевом ресурсе ДОАО “Ижмаш-Авто”. На www.izh-auto.com есть все, чему положено быть на сайте автозавода. Но не об оцинковке кузова, списке дилеров и ценах речь. Студия Артемия Лебедева сделала невозможное: изучать в Сети продукцию “Ижмаш-Авто” интереснее, чем рассматривать фотографии “Ягуаров” и “Порше”. Клеймо “Произведено в России с упрощенным оформлением!”, которое красуется на первой странице сайта, едва ли относится к автомобилю. Простота веб-дизайна оказалась эффективнее ухищрений, на которые горазды разработчики. Взгляните сами. Это не столько познавательно, сколько весело.
Что касается сайтов высокотехнологичных российских компаний, то они в большинстве своем следуют корпоративным традициям и оформляют свои страницы не хуже “Газпрома”. Например, софтверные компании “Парус” и “Галактика”. А вот лидирующая на этом рынке “1С” – сапожник без сапог. На ее сайте есть все, только найти нужные сведения для свежего человека задача нетривиальная. Впрочем, чужие там и не ходят.
А что Вы думаете об этом?
Анна МАЙОРОВА
www.inauka.ru