Политика Украины в сфере информации становится все более либеральной. Еще недавно мы с ужасом смотрели на ущемление русскоязычных СМИ, русскоязычного образования, русского языка как такового. Во всем явственно читалось стремление экономически воздействовать на тех, кто по языковому признаку не вписы
ался в идейную концепцию «новой Украины». Но вот, по мере приближения президентских выборов, ситуация в корне меняется.
Кабинет министров предложил Верховной Раде отменить норму об обязательном украинском языке рекламы. Правительство Украины также предлагает отказаться от обязательного дублирования на украинском языке иностранных знаков для товаров и услуг в рекламе.
Какой язык может подразумеваться под «иностранным», наверное, не стоит говорить. В стране, где большинство граждан считает русский язык родным, ограничения на его использование в рекламе – ничто иное как ущемление прав русскоязычных СМИ.
Как понимать такую перемену политического курса на Украине? Логичным ответом было бы: это строительство имиджа демократической страны в глазах европейцев. Но евросоюзовские амбиции были у украинцев и раньше. А те же Латвию и Литву примут в ЕС, несмотря на открытое ущемление прав русскоязычного населения.
Здесь же скорее проглядывается другая подоплека. С тех пор, как Леонид Кучма объявил о том, что не будет баллотироваться на осенних выборах президента, стало очевидно: страну ждут большие перемены. Выборы обещают стать по-настоящему интригующими, поскольку каждый из вероятных кандидатов (Виктор Ющенко, Александр Мороз, Петр Симоненко, Юлия Тимошенко и другие) имеет шансы на успех.
Старая верхушка, при любых раскладах, доживает последние несколько месяцев, потому, видимо, и не столь ярко выражена антирусская направленность. Какова будет политика после выборов, неизвестно. Но очевидно, что в нынешнем состоянии она не сохранится – должна последовать четкая переориентация либо в одну, либо в другую сторону.