В 2003 г. эксперты American Management Association и The ePolicy Institute провели обзор систем наблюдения за сотрудниками. Из 1627 опрошенных руководителей 82% признались, что используют те или иные формы электронного контроля или физического наблюдения: в 63% компаний отслеживают обращение к интер
ет-ресурсам, а около 47% компаний просматривают электронную почту своих сотрудников. Об этом сообщает газета “Деловая неделя”.
Работодатели считают контроль над персоналом своим естественным правом, ведь все, что создает сотрудник на рабочем месте и в рабочее время, – собственность компании. А значит, наниматель должен знать, что делает его персонал и на что тратит время, оплачиваемое компанией. Причин для такого контроля как будто тоже достаточно: обеспечение безопасности (информационной и не только) и проверка лояльности сотрудников, контроль над использованием ресурсов (Интернета и т. д.) и дисциплиной.
Одно из неприятных следствий нелояльности сотрудников – использование последними доступа в Интернет и электронной почты в личных целях. Как подсчитали специалисты Мэрилендского университета и маркетинговой фирмы Rockbridge Associates, среднестатистический американский служащий тратит на собственные интернет-нужды 3,7 ч в неделю, а те, у кого Интернета нет дома, все 6,5 ч. Хотя в России подобной статистики нет, проблема также существует. Подтверждение тому – популярность web-сайта, на котором транслировалась программа “За стеклом”. Как подсчитали тогда корреспонденты “Газеты.Ru”, собрав всю доступную корпоративную интернет-статистику, web-ресурс посетили тысячи сотрудников российских компаний. Пик посещаемости приходился на период с 10 ч до 18 ч, т. е. на рабочее время.
В большинстве российских компаний нецелевое использование Интернета – проблема, как и во всем мире. В прошлом году IT-специалисты компании УАЗ, например, вынуждены были разработать специальную программу. Если сотрудник заходит на запрещенный сайт, его машина тут же блокируется на несколько часов.
Человеку свойственно контролировать других, но при этом он не любит сам оказываться под контролем. Сотрудники компаний часто весьма болезненно воспринимают повышенный интерес к себе со стороны руководства. Неприятие вызывают даже самые легкие формы контроля.
Юристы же утверждают, что у работодателя есть право контролировать своих сотрудников. “Наниматель вправе предположить, что сотрудник использует Интернет и почту по назначению, т. е. для работы, – говорит специалист по трудовому праву компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Анна-Стефания Чепик. – Следовательно, в мониторинге электронной почты сотрудников нет ничего незаконного”.
Правда, это лишь буква закона, которая, как известно, может меняться. В прошлом году в Великобритании приняли новый кодекс о защите частной жизни служащих, который запретил работодателям осуществлять тотальный контроль за своими сотрудниками – отслеживать число посещений интернет-сайтов и проверять электронные сообщения, не доказав необходимость такого контроля. Дело в том, что англичан стало беспокоить “зарождение в британских офисах культуры взаимной подозрительности”, сообщало BBC. Было от чего беспокоиться: около 20% всех компаний Великобритании постоянно наблюдали за тем, как используют их сотрудники Интернет и электронную почту. При этом 10% из них не уведомляли об этом работников. Таковы результаты исследования 2002 г., проведенного по заказу юридической фирмы KLegal и журнала Personal.
Контрольная работа
Если контролирование собственных сотрудников кажется необходимым, то стоит выполнять некоторые правила.
Уведомите сотрудников, что вы будете контролировать использование корпоративных ресурсов.
Объясните необходимость такого контроля.
Установите четкие правила того, что будет контролироваться, и определите виды надзора.
Проводите мониторинг и блокировку доступа к “неправильным” интернет-ресурсам. Ограничивать доступ надо для всех сотрудников независимо от занимаемой должности.
Четко определите меры наказания.