Нетрадиционная реклама стремительно набирает обороты в России. В прошлом году ее достиг почти $1 млрд. А к 2010 году прогнозируется его пятикратное увеличение.
Раньше, когда подводились итоги рекламного рынка, такие услуги предоставлялись бесплатно, и их оценки публиковались уже под итоговой черт
й – below the line (BTL) – в отличие от аbove the line (над чертой), где помещались данные о платной медийной рекламе. Теперь же BTL далеко не бесплатный вид услуг, а отдельная прибыльная отрасль на рекламном рынке. В США 56% всей рекламы – немедийная. Это объясняется тем, что расценки на таковую в СМИ в Америке очень высоки. Для сравнения: рекламные расходы на каждого гражданина Америки в год составляет $2800, а в России – всего $8!
В России все пока только начинается. В частности, Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) www.akarussia.ru впервые подвела итоги рынка BTL-услуг России за 2003 год. Они оказались впечатляющими.
Как подтвердил “Газете.Ru” президент АКАР Владимир Евстафьев, BTL – это нетрадиционная реклама. К ней относятся различные промо-акции, семплинг, розыгрыши, реклама через e-mail, почту и SMS, спонсорство, брендинг и всяческие пиар-акции. Именно этот вид раскрутки продукции в последнее время все больше набирает обороты.
По словам аналитика рекламного рынка Алексея Балабанова, пока рано что либо прогнозировать, потому что для обнаружения тенденции нужны хотя бы две точки в графике, а адекватная оценка рынка BTL в России провелась впервые, вторая точка будет поставлена не ранее чем через полгода.
В 2003 году объем рынка BTL составил $840 млн и вполне возможно, что в 2004 он возрастет до $900 млн. Если тенденции сохранятся, то к 2010 году рынок возрастет впятеро. В нашей ситуации проводить адекватную оценку этого рынка крайне сложно, поэтому специалисты воспользовались самым доступным методом, – оценкой по 25 крупнейшим компаниям.
Самым преуспевающей отраслью среди BTL услуг оказался так называемый адресный или директ-маркетинг. Его и оценить оказалось легче всего. В него входят реклама через e-mail, SMS, почту, телефон и другие коммуникации. Если говорить о почте, то там есть вполне конкретные данные о количестве рассылаемых коммерческих писем, то же можно сказать и о SMS и др.
25 крупнейших, о которых шла речь выше, тратят более 24% рекламных бюджетов именно на директ-маркетинг. Эксперты говорят, что директ-маркетинговые коммуникации останутся наиболее развивающейся частью рекламного рынка России в этом году, их объем в 2003 у составил $250 млн.