Что считать спамом, интуитивно ясно всякому, кто регулярно пользуется e-mail. Спам стал проблемой более чем серьезной. По некоторым оценкам, в российском сегменте интернета три из четырех писем порождены спамерами. Однако строгого определения, которое годилось бы для юридической практики, термин “с
ам” не имеет. Об этом пишут “Финансовые известия”.
Если считать спамом, например, массовые рассылки сообщений рекламного характера, вне поля зрения законодателя останется т.н. политический спам, рассылаемый с целью дискредитации оппонентов (таковой рассылался перед парламентскими выборами 2003 года от имени многих политических партий). Если связать понятие “спам” с e-mail как единственным каналом распространения несанкционированных рассылок, нельзя будет привлечь к ответственности тех, кто использует для передачи информационного мусора факсимильную и телефонную связь. Если считать признаком спама объем рассылки (скажем, более 10 тыс. адресатов), фальсификацию адреса отправителя или невозможность отказаться от получения рассылки, спамер найдет техническую возможность избежать формальной ответственности.
Законодатель, вознамерившийся поставить спам вне закона, стоит перед настоящей программистской задачей: надо предусмотреть множество значений множества факторов во всех их сочетаниях.
23 июня 2004 г. московским отделением “Единой России” предложен проект закона об изменениях в федеральный закон “О рекламе”, Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Проект пытается уйти от определения “спам”, вместо этого ограничивая всякие возможности непрошеных рассылок по каналам электросвязи. Причем ограничивая жестко. В соответствии с законопроектом нельзя рассылать сообщения анонимно, без предварительного разрешения адресата, с преодолением технических средств фильтрации спама и без содержащегося в сообщении формального признака, свидетельствующего о рекламном характере информации. Нельзя также рассылать сообщения массово, при этом “массовой признается рассылка сообщений более чем в 1000 адресов в течение 24 часов, более чем в 10 000 адресов в течение 30 дней или более чем в 100 000 адресов в течение одного года”.
Для спамеров предусмотрена санкция в виде полумиллиона рублей штрафа. Компании (юридические лица) за рассылку спама могут быть оштрафованы на тысячу минимальных размеров оплаты труда. Должностные лица, виновные в рассылке спама, рискуют выложить из своего кармана 200 минимальных размеров оплаты труда.
Изменения в Уголовном кодексе предполагают за несанкционированную рассылку сообщений, осуществленную группой лиц по предварительному сговору, наказание в виде исправительных работ сроком до двух лет.
По мнению известного IT-эксперта Михаила Донского, с техническими организаторами массовых рассылок бороться бесполезно – надо бороться с заказчиками спама. Михаил сравнивает спам с проституцией: до тех пор пока у спамеров есть клиенты, этот “бизнес” будет процветать. Даже если объявить его вне закона.
Законопроект предусматривает, по словам работавших над ним юристов, возможность привлечения к ответственности заказчиков несанкционированных коммерческих рассылок. Их адреса и телефоны присутствуют в рекламных сообщениях, а оперативные мероприятия, позволяющие уличить заказчиков спама, не так уж сложны.
Рассмотрение законопроекта в Госдуме начнется осенью. Конкуренцию ему, возможно, составит функционально аналогичный законопроект, инициатором которого стала московская городская дума. Текст этого документа должен быть разработан 28 июня, но на момент подписания номера он еще не был опубликован. Рассмотренная в первом чтении 23 июня редакция документа принципиально не отличается от законопроекта московского отделения “Единой России”. В пояснительной записке к проекту спам определяется как “массовая рассылка сообщений электросвязи”.