До недавних пор Интернет оставался единственным местом, где производитель крепкогоалкоголя мог проводить рекламные кампании без оглядки на законодательство. Ноэтой практикой заинтересовались антимонопольные органы, и теперь сайты холдинга”Веда-Система” и группы компаний “Ливиз” закрылись для д
ступа.
Холдинг “Веда-Система” (выпускает водку “Матрица” и “Вальс-Бостон”) закрыл свойсайт на прошлой неделе по предписанию Санкт-Петербургского территориального управленияМАП. “Веда” очень надеется сохранить свое представительство в Сети. “Это нашаторговая площадка, на которой мы общаемся со всеми оптовиками, в том числе изарубежными. И если закрыли наш сайт – почему не тронули другие? ” – говоритУтянский.
Руководитель профильного отдела теруправления МАПа Наталья Плошкина сообщила”Ведомостям”, что о рекламных возможностях Интернета говорилось на специальномсеминаре для руководителей отделов теруправлений, посвященном законодательствуо рекламе. Реклама водки в Интернете – такое же нарушение, как реклама спиртногона улицах и телевидении, считают в МАПе.
“Реклама крепкого алкоголя в России разрешена только в местах продаж. Интернет-представительствапроизводителей водки таковыми не являются, так как продукция отгружается из другихмест. А к Сети имеют доступ несовершеннолетние. Поэтому информация о водке, изображениябутылок должны в первую очередь предназначаться для дилеров – вот для них и надосделать специальный [защищенный паролем] доступ”, – считает Плошкина.
Несколькими днями раньше “Веды” прекратил работу и сайт группы компаний “Ливиз”,чьи заводы выпускают в среднем 260 000 дал водки в месяц (основные марки – “Санкт-Петербург”, “Синопская”, “Пятизвездная”, “Александр Сабадаш”, “Дипломат”). По словам председателясовета директоров “Ливиза” Владимира Шаршова, “сайт закрыт на реконструкцию,там что-то будут менять”. Однако сотрудник предприятия на условиях анонимностисказал “Ведомостям”, что представительство в Сети закрыли “на всякий случай”,так как знали о готовящихся санкциях МАПа. “Мы решили закрыть сайт до тех пор,пока не станет понятно, что же конкретно хочет МАП видеть в Сети”, – говоритисточник.
Представители Интернет-общественности удивлены, но не считают это началом какой-томасштабной ревизии рекламы в Сети. “Это скорее стечение обстоятельств. Недавнов Сети прошла рекламная кампания водки “Алтай”, и сейчас есть несколько площадок,которые готовы разместить крупный баннер со словом “водка” и оригинальной этикеткой”,- говорит руководитель Интернет-агентства Traffic Алексей Куприянов.
До Москвы инициатива петербургских антимонопольных органов пока не дошла. У ЗАО”Столичный трестъ”, которому принадлежит товарный знак водки “Виноградов”, имеетсяи одноименный сайт, где есть не только изображение продукции завода, но и специальнаяигра “Разлей-ка! “. Участникам предлагается разлить поровну в три стакана водку”Виноградов”. Призом победителю является, естественно, та же водка. “Игра пользуетсябольшой популярностью, – говорит член совета директоров “Столичного треста” ИгорьПоляков, – особенно перед праздниками. Некоторые хакеры эту водку у нас чутьли не ящиками выигрывают. Однако никаких претензий от МАПа к нам по этому поводуне было”. По словам Полякова, если такие претензии вдруг возникнут, компаниябудет бороться за сайт. “С государством шутки плохи, но мы будем настаивать насвоей правоте”, – говорит он.
Изображения бутылок с крепкими напитками есть и на сайтах Интернет-магазинов.Но, по словам коммерческого директора службы доставки “Служба 78, Санкт-Петербург” Игоря Калмыкова, никаких трений с антимонопольными органами у них нет и небыло. “Информация, которая представлена на нашем сайте, – это не реклама водки,а наша витрина, где, как и в любом месте продаж, можно разместить изображениепродаваемого продукта”, – считает Калмыков.