По информации Ferris Research, до 70% офисных работников пользуются «аськой» или другими IM-инструментами в деловых целях, целиком полагаясь на их надежность.
Однако сервисы IM представляют собой огромную угрозу для безопасности фирмы.
Если для офисного работника «аська» R
2; это удобный деловой инструмент, то у хакера совсем иной взгляд на эту программу. «Аська» устроена так, что она устанавливает прямое, незашифрованное соединение между абонентами. Сразу виден IP, открыты нараспашку порты для коммуникаций. В сети имеется куча «эксплоитов», заточенных под ICQ, с помощью которых даже ребенок может получить полный доступ к компьютеру, который добровольно открылся хакеру. Есть специальные программки для подбора пароля к ICQ, для отсылки сообщений от лица любого пользователя ICQ, а также универсальные программы, позволяющие сделать с пользователем «аськи» что угодно.
Вирусы все чаще используют «аську» для распространения вредоносного кода. Недавно по миру прокатилась первая глобальная эпидемия ICQ-червя. Тогда миллионы пользователей получили по ICQ ссылку на веб-страницу, где автоматически запускался на исполнение флэш-ролик с вредоносным кодом, который использовали известную брешь в браузере IE и заражал компьютер.
ИТ-службы компаний прекрасно знают обо всех уязвимостях, однако проблема заключается в том, что они изначально не могут контролировать использование этой программы пользователями. Люди самостоятельно скачивают дистрибутивы и устанавливают их на своих компьютерах. Большинство руководителей даже не знают, какое огромное число их подчиненных, не спросив разрешения, запустили ICQ на своих рабочих компьютерах, таким образом самостоятельно открыв доступ в корпоративную для любого желающего.
Когда ИТ-службы узнают, насколько популярны IM-сервисы среди пользователей, типичной реакцией является паника и попытки перекрыть трафик по известным портам. Это не является лучшим выходом, потому что может вызвать ненависть офисных работников к специалистам ИТ-службы.
Другая проблема — несовместимость систем шифрования. Сейчас выпускаются специальные корпоративные системы мгновенных сообщений с установлением зашифрованных соединений. Например, Integrity IM Security от Zone Labs. Но при соединении «защищенного» пользователя с другим абонентом шифрование не используется и устанавливается обычное незащищенное соединение.
В данный момент пока не существует идеального решения для защиты сервисов мгновенных сообщений. Только появляются первые системы с применением шифрования каналов, шифрования архивов сообщений и другими мерами по безопасности: это разработки фирм Akonix Systems, Cordant, Facetime Communications и WiredRed Software и др., однако ни одна из них не является абсолютно надежной.
По мнению специалистов из фирмы Ferris Research, которая специализируется на изучении способов защиты сервисов мгновенных сообщений, ИТ-службы компании должны провести тщательный аудит использования интернет-пейджеров на рабочих местах. Если сотрудник работает с важной информацией, то доступ к «аське» нужно ограничить. Пусть, например, отправляет сообщения через веб-интерфейс или запускает ограниченную, менее уязвимую, Java-версию ICQ.
Проблеме «аськи» на рабочих местах необходимо уделить самое пристальное внимание.