Инженеры из американского Юго-западного исследовательского института (Southwest Research Institute – SwRI – http://swri.org/) разработали эффективную газовую турбину, которая в десятки раз проще, быстрее и дешевле в изготовлении, чем имеющиеся в промышленности турбины.
Обычная газовая турбина, пр
меняемая в промышленности или на транспорте – для привода мощных электрогенераторов, насосов магистральных трубопроводов и других нужд, имеет десятки ключевых деталей: вал и компрессорные колЈса, колесо турбины, несколько десятков лопаток сложного профиля, которые закреплены на этих колЈсах, плюс сложные камеры сгорания, системы смазки и так далее.
При этом потоки сжимаемого воздуха и горячих газов, вращающих турбину, идут параллельно оси вращения вала. Некоторое распространение нашли газовые турбины с диагональным потоком (частично радиальным, частично осевым).
Но в новой машине инженеры применили строго радиальные потоки. А главная изюминка проекта – вся машина содержит всего две основные детали, из которых только одна – подвижная.
Ротор новой турбины – это целый диск, который имеет выступы, играющие роль лопаток компрессора и турбины. Между ними есть зазор, в который при сборке попадают радиальные же камеры сгорания, закреплЈнные на ответной части машины – статоре.
Он также представляет собой сравнительно простой диск. Оба диска устанавливаются друг напротив друга с минимальным зазором – так получается почти готовая газовая турбина, к которой нужно добавить лишь немного второстепенных узлов.
Турбина новой схемы намного проще, быстрее и дешевле в изготовлении, проще в ремонте, а также – легче, компактнее и надЈжнее турбин классической схемы и ей инженеры SwRI прочат широкую сферу применений.