Слухи о смерти электронного бизнеса оказались несколько преувеличены. Хотя интереск покупке интернет-компаний продолжает снижаться, по данным консалтинговой компанииWebmergers, объем сделок все еще выглядит весьма солидным – в 2002 году покупателипроявили интерес к 1087 интернет-компаниям, потрати
на их покупку в общей сложности$23,3 млрд.
По данным компании Webmergers, интернет-активы остаются достаточно привлекательнымвложением средств – из 2000 технологических сделок, информация о которых попалав базу данных Webmergers, на долю интернет-компаний пришлось более половины.По сравнению с 2001 годом число сделок с интернет-активами снизилось всего на15%. Правда, при этом Webmergers отмечает существенное падение уровня расходовна такого рода приобретения – в 2001 году покупатели приобрели 1283 компании,деятельность которых связана с интернетом, потратив на них $78 млрд. Это почтина 70% больше суммы, потраченной в 2002 году.
В течение 2002 года компании продолжали избавляться от интернет-активов. 273сделки, что составляет 25% от общего числа, представляли собой продажу интернет-активовразорившихся компаний, либо фирм, которые, продавая свои интернет-активы, рассчитываливыручить деньги на развитие других направлений своего бизнеса. На эти сделкипришлось 16% всех расходов, связанных с интернет-приобретениями. Примечательно,что в 2001 году было заключено 235 сделок по продаже активов, что составило 16%от их общего числа. На такие сделки пришлось всего 4% от общего объема расходов.
Сектор интернет-инфраструктуры, напротив, многие компании сошли привлекательнымдля вложений – число сделок в этой нише в общем объеме покупок и слияний за годболее чем удвоилось, на долю этого сектора пришлось 72% всех сделок. Многие компаниитакже осознали, что электронная коммерция может оказать серьезную поддержку традиционномубизнесу. В 2002 году наблюдался интерес к онлайновому рынку услуг, неплохо продавалисьтуристические компании, рекрутинговые, компании, специализирующиеся на торговлебилетами, а также фирмы, занимающиеся финансовыми транзакциями.
Какие именно ниши рынков электронной коммерции и интернет-инфраструктуры лидировалипо расходам на слияния и поглощения, можно увидеть в приведенной ниже списке.Webmergers отмечает, что на первые пять категорий пришлась половина расходовв 30 секторах интернет-рынка, сделки в которых отслеживала компания в 2002 году.
10 самых популярных способов вложения средств в интернете в 2002 году:- Интернет-магазины 16%- ПО для электронного бизнеса 14%- Платежные системы 10%- Интернет-оборудование 9%- Системы интернет-безопасности 6%- Аутсорсинг корпоративных услуг 5%- Веб-интеграция 5%- Корпоративные приложения 4%- Системы управления контентом 4%- Контент для электронных магазинов 4%
По данным Webmergers, за период с первого квартала 2000 года по конец 2002-гобыло продано 3892 дот-кома. Общая сумма затрат на их приобретение достигла $200млрд. За этот период 962 дот-кома закрылись или объявили о банкротстве. 1483проданных и 608 закрытых компаний занимались электронной коммерцией. 1761 проданныхи 196 зарытых компаний работали в сфере интернет-инфраструктуры. Остальные покупкии банкротства приходятся на интернет-ориентированные консалтинговые фирмы и интернет-провайдеров.Разумеется, в докладе речь идет о более-менее заметных в интернете компаниях.