Одна из последних разработок конструкторского бюро Су-34 – машина нового поколения, которая заменит МиГ-27, Су-17 и Су-24
Над вражескими позициями внезапно выныривает эскадрилья… Удар, еще удар… В считанные секунды ключевые объекты противника покрываются шапками взрывов… Скорос
ь и маневренность машин высока, и зенитные подразделения не успевают отреагировать – целая серия залпов систем ПВО уходит “в молоко”… Не досмотрели… Да и шансов то было маловато… Такова схема работы фронтового истребителя-бомбардировщика нового поколения Су-34…
Два экспериментальных Су-34 были собраны на авиазаводе в Новосибирске еще в начале 1994 года. Разработанный как “истребитель-бомбардировщик”, а позднее переквалифицированный в просто “бомбардировщик”, Су-34 предназначен для уничтожения точечных охраняемых целей в любую погоду, днЈм или ночью.
Великолепные летные и тактические характеристики, а также сверхсовременное радиоэлектронное оборудование позволяет наблюдать любую незначительную по размерам наземную цель и, соответственно, атаковать ее с максимальной эффективностью. Радиолокационная система (РЛС) заднего обзора способна не только предупредить экипаж о вражеской атаке, но также может наводить и системы типа “воздух-воздух”, которые способны уничтожать вражеские управляемые ракеты с такой же точностью, как и самолЈты.
Кроме того, кабина экипажа снабжена визуальной системой, встроенной прямо… в лобовое стекло. Пилоты имеют шлемы, которые позволяют выполнить захват цели для управляемых ракет “одним взглядом”, что значительно уменьшает время применения оружия. Это особенно важно в полЈте на малой высоте, когда у экипажа есть только секунды для обнаружения, идентификации и уничтожения цели.
В ходе очередного этапа испытаний “ударника” Су-34 будет проверена эффективность работы управляемого бортового оружия с использованием спутниковых сигналов. При бомбометании с помощью оптической системы комплекса “Платан” была достигнута рекордная точность боевого применения бортового оружия – примерно в пять раз выше нормативных! На данный момент нет такой иностранной ударной машины с подобными возможностями.
Вооружение Су-34:
– встроенная пушка ГШ-301 калибра 30 мм
– на 12 точках подвески: управляемое ракетное вооружение класса “воздух-воздух” (до 6 ракет типа Р-27, Р-73 различных модификаций или до 8 ракет РВВ-АЕ)
– управляемое и корректируемое вооружение класса “воздух-поверхность” (до 3 ракет Х-59М или бомб КАБ-1500
– до 6 ракет Х-25М и Х-29 различных модификаций,С-25Л, Х-31П (А) или бомб типа КАБ-500)
– неуправляемое вооружение (авиабомбы калибра от 100 до 500 кг, контейнерные системы (типа КМГУ)
– НАР С-8 в 20-ствольных блоках Б-8М, С-13 в 5-ствольных блоках УБ-13 и С-25 в одноразовых пусковых устройствах О-25)
– максимальная масса боевой нагрузки самолета – 8000 кг
Основной боевой режим Су-34 – полет на малых высотах с огибанием рельефа. Вообще, самолЈт, выполненный на базе истребителя и имеющий малое крыло, в непосредственной близости от земли подвергается эффекту турбулентности – то есть “тряске” из-за завихрения воздушных потоков. Это может плохо сказаться на самочувствии экипажа во время дальних полетов на небольшой высоте и привести к катастрофе. В случае с Су-34 комфортные условия для такого полЈта достигаются использованием автоматической системы подавления колебаний (такое оборудование есть пока только на американском стратегическом бомбардировщике Rockwell B-1B).
“Низкий” профиль полета выводит самолЈт из досягаемости высокоинтеллектуальных систем перехвата типа зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) и истребителей, но делает его доступной целью для ракет “земля-воздух” (ПЗРК) и малокалиберной артиллерии ПВО. Это потребовало достаточно серьезных мер по улучшению защиты машины.
Характеристики Су-34 :
– Размах крыльев, м 14,7
– Длина фюзеляжа, м 23,3
– Высота, м 6,0
– Площадь крыла, кв.м 62,0
– Тип двигателя АЛ-31Ф
– Тяга двигателя на форсаже, кгс 2 х 12800
– Масса нормальная взлетная, кг 42000
– Масса перегрузочная взлетная, кг 44360
– Максимальная скорость, М 1,8
– Практический потолок, м* 15000
– Дальность полета, км** 4000
* Оценочные данные
** Без боевой нагpyзки и дозаправки топливом в воздyхе
Кабина экипажа (впервые в мировой практике) выполнена в форме бронированной капсулы с титановыми стенками толщиной 17 мм. Другие жизненно важные элементы конструкции – топливные баки и двигатели – оснащены аналогичной системой брони. Общий вес защиты – 1 480 кг. Все это, в дополнение к мерам защиты, реализованным на Су-27 (раздельные топливные баки), обеспечивают Су-34 высокую живучесть в полЈте на малой высоте над территорией противника в пределах досягаемости средств ПВО.
В последнее время уменьшение визуальной, радиолокационной и тепловой заметности (технологии Stealth) стало главным критерием выживания машины на поле боя. Очевидно, все, что связано с маскировкой, составляет государственную тайну как в России, так и в других странах. Но даже предварительный анализ возможностей Су-34 показывает, что этот самолЈт обладает значительно меньшей эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР), чем другие аппараты этого класса. Покрытие и материалы, поглощающие радиоволны, делают Су-34 гораздо менее заметным на экране радара, чем Су-24, F-111 и F-15E. По словам представителя КБ “Сухого”, на малой высоте отметка о Су-34 будет не больше, чем от крылатой ракеты.
Дополнительные меры были приняты и для обеспечения выживания экипажа в случае, если истребитель-бомбардировщик получит “смертельное” повреждение – катапультирующие системы эвакуируют пилотов в три раа быстрее, чем это было в Су-27!
Превосходная аэродинамика, огромная емкость внутренних топливных баков, обеспеченная конструкцией самолЈта, высокоэкономичные двухконтурные двигатели с цифровой системой управления, зонд для дозаправки в воздухе и пилоны для подвески дополнительных топливных баков позволяют Су-34 покрывать большие расстояния, приближающиеся к боевому радиусу средних бомбардировщиков (Ту-16, Ту-22, Ту-22М). Без дозаправки и внешних топливных баков самолЈт может летать на 4000 км (!) дальше, чем американские истребители-бомбардировщики подобного класса.
Комфортабельность, по словам разработчиков, косвенно определяет “боевой дух” пилотов. Как следствие этого утверждения, дальний полет на Су-34 стал намного более удобным. Воздушная система поддерживает давление, соответствующее высоте 2400 м даже при наборе 10 000 м. Это позволяет пилотам летать без кислородных масок. Размещена мощная система кондиционирования, а позади отсека экипажа Су-34 размещен туалет (!) и даже… устройство для подогрева пищи! Конструкция кабины позволяет покинуть кресло и “размять косточки” в отсеке позади кабины. Промежуток между креслами позволяет даже прилечь немного – например, когда бомбовые отсеки опустеют.