Сара Броснан (Sarah Brosnan) и Франс де Вааль (Frans de Waal) из американского Национального исследовательского центра приматов (Yerkes National Primate Research Center – http://www.yerkes.emory.edu/) доказали, что человеческое ощущение справедливости идентично ощущениям других приматов, пишет Membr
na.ru.
То, как люди отвечают на несправедливые ситуации, зависит от социальных обстоятельств: неравенство (в порции еды, например) среди друзей и членов семейства люди переносят намного легче, чем аналогичные ситуации в кругу незнакомцев.
Результаты нового исследования показывают: то же самое верно и для шимпанзе.
В новой работе исследователи проверили реакции пар шимпанзе при обмене пищей, которая была различна по качеству. Животные получали или виноград, которого они жаждали, или менее привлекательный огурец. При этом обезьяны могли видеть то, что получил их партнЈр.
В парах шимпанзе, которые росли вместе с рождения, обезьяна, получившая огурец, намного реже реагировала отрицательно по сравнению с “обсчитанным” членом в паре, которая ранее не знала друг друга.
Также шимпанзе во вновь образованных социальных группах отказывались работать после того, как их партнЈр получал лучшую награду за ту же самую работу.
“Человеческие поступки часто эмоциональны и изменяются под влиянием других людей, – говорит Броснан. – Наши опыты с шимпанзе показывают, что эта изменчивость подчеркивает: нет единого налучшего ответа для любой ситуации, скорее, он (ответ, поступок) зависит от социальной окружающей среды, сформированной в данный момент”.
Эти эксперименты важны для понимания, почему люди принимают те или иные решения.
В 2003 году те же авторы обнаружили, что у обезьян капуцинов есть чувство справедливости, сходное в чЈм-то с человеческим.
“Обнаружение ощущения справедливости в двух разновидностях приматов подразумевает, что оно может иметь длинную эволюционную историю”, – подводит итог Броснан.