Сами по себе изучать скриптовые языки не имеет смысла, т.к. они тесно связаны с объектной моделью броузера и, по сути дела, большая часть скриптов просто устанавливает соответствующие свойства объектов или вызывает их методы.
Что такое объектная модель?
Давным-давно, когда б
оузеры ещЈ имели номер версии равный единице, ничего подобного не было и в помине. Информация просто выводилась на дисплей по мере поступления, не подвергаясь никаким изменениям. ВсЈ было просто, и даже глюков совместимости ещЈ не было :).
Сейчас же путь странички до дисплея гораздо дольше. Давайте поэтапно проследим еЈ путь:
- Страничка скачивается с сайта и размещается в памяти компьютера;
- Производится анализ странички, в результате которого она препарируется на составляющие;
- Блоки, из которых состоит страничка (<body></body>, <head></head>, <p></p> и т.д.), размещаются во временной базе данных соответственно структуре объектной модели;
- База данных становится доступной другим программам и, в частности, рендеру, который выводит страничку на экран. Для доступа и управления содержимым этой базы данных броузер предоставляет нам механизм объектов и скриптовый язык, посредством которого и выполняется доступ.
Разумеется, содержимое базы может быть изменено до вывода на экран, что и позволяет работать DHTML. Но объектная модель остаЈтся работать даже после того, как страничка показана на экране дисплея. Это даЈт нам возможность в небольших пределах (а в последних версиях HTML 4.0 практически полностью) менять содержимое странички после загрузки.
Структура объектной модели
Чтобы было понятно, о чЈм мы говорим, рассмотрим общую структуру объектной модели. Ниже приведена объектная модель Internet Explorer-а версии 4 и выше:
- window – объект, дающий доступ к окну броузера
- frames – объект, дающий доступ к фреймам
- window…
- window…
- …
- document – объект, содержащий в себе всю страничку
- all – полная коллекция всех тегов документа
- forms – коллекция форм
- anchors – коллекция якорей
- appleеs – коллекция апплетов
- embeds – коллекция внедренных объектов
- filters – коллекция фильтров
- images – коллекция изображений
- links – коллекция ссылок
- plugins – коллекция подключаемых модулей
- scripts – коллекция блоков <script></script>
- selection – коллекция выделений
- stylesheets – коллекция объектов с индивидуально заданными стилями
- history – объект, дающий доступ к истории посещенных ссылок
- navigator – объект, дающий доступ к характеристикам броузера
- location – объект, содержащий текущий URL
- event – объект, дающий доступ к событиям
- screen – объект, дающий доступ к характеристикам экрана
Объектная модель Netscape Navigator-а немного отличается от вышеприведЈнной, но еЈ смысл точно такой же. А использование JavaScript позволяет нам обойти различия в реализации объектных моделей.
Вместо того чтобы подробно объяснять каждый объект, входящий в модель броузера, я буду разъяснять смысл соответствующих объектов, их свойств и методов на конкретных примерах по мере возникновения в том необходимости.
Как видите, структура объектной модели достаточно сложна, но строго определена, и существует однозначный способ доступа к любому свойству или методу. Синтаксис полностью соответствует тому, что используется в объектных языках. Т.е. нижележащие объекты отделяются от вышележащих точкой, и для доступа к конкретному свойству нужно просто корректно построить строку доступа.
И, как Вы понимаете, вот здесь-то на сцену и выходит скриптовый язык, который и позволяет нам манипулировать объектами.
Как любой язык программирования, JavaScript имеет определЈнный набор типов переменных, операторов, встроенных функций и объектов. Изучение JavaScript как такового как раз и заключаются в запоминании всего этого. Но, как Вы понимаете, оторванный от объектной модели, он мало полезен сам по себе. А потому я просто расскажу о популярных эффектах, применяемых на страничках, попутно давая пояснения. И надеюсь, что если это Вас заинтересует, то более сложные вещи Вы уже напишете сами.
Как и где размещать код скрипта?
Но сначала мы немного отвлечЈмся от эффектов и поговорим о том, как и где размещать JavaScript. Так как язык скриптовый и рассчитан на работу на web-страничках, то его код размещается непосредственно в HTML-коде странички. ПричЈм, код на JavaScript обычно состоит из двух частей:
- Функции, которые вызываются из кода странички в ответ на какое-то событие;
- Код событий, которые вызывают функции :)).
Описание функций должно располагаться в теге <head></head> – это гарантирует нам, что к моменту вызова функции она уже будет находиться в памяти компьютера. Для вставки кода используется специальный тег <script>, в параметрах которого мы и определяем конкретный язык. Вот пример типичного описания JavaScript-вставки:
<script language=”JavaScript”>
<!–
function somefunction()
{
// здесь располагается код функции
}
//–>
</script>
Обратите внимание, что непосредственно сам код заключЈн в тег комментария. Это сделано для того, чтобы более старые броузеры игнорировали непонятные им команды. Новые же программы знают о существовании закомментированных скриптов и им это не мешает.
Заметьте также, что закрывающий тег комментария несколько необычен и предваряется двумя косыми чертами. Две косые черты – это комментарий языка JavaScript, т.е. скрипт игнорирует всЈ, что идЈт после него. А сделана такая сложная конструкция ради совместимости с Netscape, который акрывающий HTML-комментарий воспринимает как непонятную ему команду и, соответственно, вызывает ошибку.
Михаил Мельников
www.cherry-design.spb.ru