Израильские археологи готовы опровергнуть устоявшееся мнение, что кумранские свитки, также известные как рукописи Мертвого моря, были написаны членами иудейской секты ессеев. Как сообщается на сайте газеты Haaretz, Юваль Пелег и Ицхак Маген недавно завершили десятый сезон раскопок в Кумране. Эти пол
вые исследования оказались самыми масштабными за последние полвека.
В ходе раскопок были найдены многочисленные ювелирные изделия, привозное стекло и каменные емкости для хранения косметики. Все это свидетельствует о том, что жители Кумрана не относились к бедным слоям населения.
Кумран получил известность в 1947 году, когда в окрестных пещерах были найдены многочисленные древние рукописи. Профессор Элизер Сукеник приписал их авторство ессеям (в переводе с древнееврейского “лекари”), которые наравне с фарисеями и саддукеями являлись одной из иудейских сект.
Доминиканский монах и археолог Ролан де Во, занимавшийся раскопками с 1951 по 1956 годы пришел к выводу, что в этом месте в начале нашей эры существовала община ессеев, которая занималась составлением и переписыванием более ранних рукописей. Всего с 1947 по 1956 год в пещерах у Кумрана было обнаружено 15 тысяч пергаментов и папирусов разной степени сохранности с текстами на арамейском и древнееврейском языках, а также на греческом и на латыни.
В качестве доказательства приверженцы научной школы ессейского происхождения рукописей отмечали наличие в Кумране специальных купален для ритуальных омовений и отсутствие следов роскоши. Дело в том, что ессеи проповедовали отказ от всего материального и предпочитали селиться в стороне от густонаселенных районов.
Однако последние находки израильских археологов свидетельствуют о том, что Кумран был типичным поселением той эпохи, а не общиной ессеев. Пелег и Маген даже обвинили своих предшественников в преднамеренном сокрытии тех артефактов, которые противоречили их теории. Тем не менее, подлинность свитков под сомнение не ставится.
Ученые считают ессеев близкими по мировоззрению к ранним христианам, особенно потому что они предпочитали жить в бедности. Многие также полагают, что их идеи повлияли на взгляды Иоанна Крестителя, поэтому история этой секты привлекает повышенное внимание не только представителей академической науки, но и теологов.
Кумранские свитки сразу после первых расшифровок вызвали яростные споры среди историков и богословов как христианских, так и иудейских. Одни из них находили несомненные доказательства того, что речь в рукописях – там, где говорится об “Учителе праведности”, о его учении и о его тяжелой судьбе – идет о Христе, другие приводили столь же несомненные доказательства, что никакого Христа вообще не было.