Компания планирует открыть доступ к MSN и другим публичным веб-сайтам, чтобы на
их основе разработчики могли создавать новые приложения, — метод, успешно
используемый Google и другими веб-компаниями для наращивания своих ресурсов.
Microsoft расскажет о деталях своей стратегии &
171;веб-платформы» на предстоящей
неделе на конференции разработчиков в Лос-Анджелесе. Она намерена опубликовать
интерфейсы прикладных программ (API) для некоторых своих публичных веб-сайтов,
включая
MSN Search, и предоставить улучшенные инструменты разработки приложений.
Цель — освоение
новой модели, которую часто называют Web 2.0 или программируемым вебом, в
которой приложения строятся с использованием элементов существующих,
общедоступных веб-сайтов. Вместо того, чтобы просто предоставить доступ к
веб-страницам, эти компании рассматривают свои
веб-сайты как платформу разработки типа операционной системы. Например,
независимые программисты могут написать приложение (mash-up), которое извлекает
информацию из блога пользователя и помещает ее на карту с применением Google
Maps или аналогичной службы.
Однако аналитики предупреждают, что Microsoft придется балансировать на тонкой
черте: признавая популярность новой веб-технологии, она должна в то же время
поощрять и использование своих дойных коров — Windows и Office.
Попытка привлечь к MSN больше разработчиков является продолжением конкурентной
борьбы между софтверным гигантом и Google, которая борется за внимание
программистов. В последние дни конфликт между двумя компаниями вылился в
поединок в суде за
бывшего сотрудника Microsoft Кая-Фу Ли, которого переманила Google.
Онлайновые конкуренты Microsoft, особенно Google и Yahoo, уже предложили
независимым веб-разработчикам стыковочные средства, позволяющие подключаться к
их веб-службам, таким как поиск и географические карты. Так как эти приложения
опираются на веб-браузер, теоретически они могут работать на любой операционной
системе.
Между тем Microsoft всегда подталкивала независимых разработчиков к Windows. И
все же Microsoft приходится уделять все больше внимания растущей популярности
онлайновой веб-разработки. Наличие здоровой экосистемы дополнительных продуктов
от независимых программистов помогает наращивать трафик к веб-ресурсам.
Microsoft уже предоставила разработчикам доступ к некоторым своим веб-сайтам.
Например, служба MapPoint уже несколько лет снабжена интерфейсом веб-сервисов.
Но компания расширяет эту инициативу, чтобы сделать свои веб-сайты
программируемыми и настраиваемыми конечными пользователями, как у Google, Yahoo,
Amazon.com, eBay и других.
Открытие веб-накопителя
На конференции разработчиков Microsoft планирует обнародовать API для своей
службы MSN Search, которую разработчики смогут использовать посредством SOAP (Simple
Object Access Protocol). Некоммерческая лицензия позволит выдавать по 10 тыс.
результатов поиска в день на один интернет-адрес, сообщил менеджер программы MSN
Search Сет Демси. Кроме того, Microsoft предоставит API к своему ПО локального
поиска.
Помимо этого, на будущей неделе компания анонсирует бесплатные коммерческие
лицензии на использование ее инструмента JavaScript для отображения данных из
картографической службы Virtual Earth. Тем временем отделение MSN Messenger
предоставит разработчикам возможность писать Windows-приложения, использующие
окно Activity. Это позволит, например, представителю службы по работе с
клиентами предлагать покупателям информацию в сеансах чата.
Руководство Microsoft объясняет желание компании привлечь разработчиков к
созданию приложений для ее веб-ресурсов тем, что все больше приложений работает
в онлайне, а не на отдельном настольном ПК. «Мы должны развивать платформу и
методы разработки, чтобы не упускать тех программистов, которые хотят, чтобы их
программы были доступны через интернет, — сказал представитель отделения
Microsoft MSN Адам Зон. — Чем больше приложений, тем удобнее пользователю, и тем
больше людей будет тянуться к нашей платформе».
На будущей неделе Microsoft расскажет и о некоторых инструментах, призванных
облегчить разработку онлайновых веб-приложений. В четверг руководители компании
представят программу Start.com,
веб-сайт-инкубатор для MSN, в котором на одной настраиваемой веб-странице можно
будет накапливать информацию из каналов RSS и других веб-сайтов. Детали пока не
известны, но идея, судя по
блогам
сотрудников компании, заключается в том, чтобы веб-программисты создавали
дополнительные модули для Start.com.
На той же конференции PDC компания планирует выпустить бета-версию
Atlas, инструмента, облегчающего создание веб-приложений по методу AJAX,
который опирается на современные стандарты создания интерактивных веб-страниц.
Ожидается, что со временем в набор инструментов Atlas войдет программное
обеспечение MSN Framework, предназначенное для создания JavaScript-приложений,
работающих с веб-ресурсами MSN, включая будущую версию Hotmail, а также службу
блогов и публикации фотоснимков MSN Spaces. Инженерам Microsoft общие
инструменты тоже облегчат процесс добавления новых функций к своим веб-сайтам. «Framework
обеспечивает нас модеью клиентских компонентов, сетевыми стеками,
совместимостью с Firefox и объектно-ориентированными расширениями языка, так что
мы сможем „конструировать” клиент, а не писать каждый раз уникальный сценарий»,
— пояснил в недавнем
постинге в своем блоге архитектор веб-инициатив MSN Скотт Айзакс.
Айзакс сообщил, что многие MSN-ориентированные инструменты будут включены в
Microsoft Atlas. Разработанный командой ASP.Net,
проект Atlas служит дополнением к флагманскому комплекту инструментов
разработки Microsoft Visual Studio, который упрощает работу по созданию
интерактивных веб-приложений на базе стандартов AJAX.
Балансируя между Web и Windows
Аналитик Directions on Microsoft Майкл Черри отмечает, что поощряя разработку
онлайновых приложений в стиле AJAX, Microsoft вступает в конфликт сама с собой.
С одной стороны, Microsoft одобряет тенденцию создания веб-приложений,
работающих только на браузере, независимо от операционной системы. Но в то же
время она продолжает поддерживать подход толстых клиентов, или «умных клиентов»,
как их называет Microsoft, в которых клиентская часть приложения, работая на ПК,
полностью задействует функции Windows и Office. Например, в своих собственных
бизнес-приложениях Dynamics, анонсированных в среду, компания делает упор на
интеграцию с Office.
«Они боятся, что если проигнорировать модель тонкого клиента AJAX и ничего не
предлагать, не подтолкнет ли это людей к (комбинации инструментов разработки
open source) LAMP? — говорит Черри. — Внутри компании идут споры по поводу
оптимального уровня поддержки этих вещей, так чтобы не упускать из виду, что
компания все же занимается бизнесом операционных систем».
Зон утверждает, что Microsoft будет продолжать поддерживать использование обеих
платформ — MSN и Windows/Office. А благодаря инструментам MSN, многие клиенты на
базе Windows смогут легко собирать данные из общедоступных веб-сайтов. «Мы не
видим здесь никакого конфликта, — сказал он. — И конкурировать в бизнесе
платформ мы умеем».