Интернет предоставил людям огромные возможности общения. Сейчас практически каждый может создать свою страничку, поместить любую информацию на сайт или просто пообщаться в форуме. У каждого из нас имеются наболевшие вопросы, на которые ближайшее окружение не может ответить. А люди, знающие ответ на
тот вопрос или хотя бы просто работающие в данном направлении, живут в других городах.

Другой вариант: необходимость донесения информации до как можно большего числа людей. Это информационное поле просто огромно. В масштабах города это могут быть графики отключения электроэнергии, тарифная политика, юридические консультации. Внутри предприятия – различная служебная информация. В конце концов, для заключения контрактов необходимы прайс-листы организаций-подрядчиков, причем не месячной давности и даже не вчерашние.

Да что я говорю, многие, если не все, понимают, что Интернет – одно из эффективнейших средств донесения информации до людей. Вполне вероятно, что в ближайшие год-два он отодвинет классические средства массовой информации, такие как телевидение и прессу, на второй план. На нашем предприятии для большинства людей основной источник новостей после телевизора – электронные варианты “Комсомольской правды” и обзоры прессы.

Но с другой стороны следует отметить огромные сложности в создании и размещении документов. Далеко не каждый сможет разобраться с редактированием во Фронтпейдже. Грамотное размещение материала, форматирование, поддержание целостности ссылок, о ужас! Я уже не говорю о “чистом” редактировании HTML кода. Еще хуже обстоят дела с выкладкой. При словах: FTP-клиент, CGI, регистрозависимость Unix-подобных систем, – человек просто теряется. Если же к этому добавить необходимость поиска, сортировки документов или выборки по необходимым параметрам, (а еще хорошо бы сделать страничку отзывов и возможность подписки на обновления), то простая на первый взгляд задача превращается в грандиозную проблему.

Вопрос этот на самом деле далеко не праздный. Посмотрите на Интернет. Там очень много материалов по построению сайтов, программированию, но очень мало по юриспруденции или нормативно-технической документации. Все пишут о том, что хорошо знают. Но ведь подавляющему большинству людей совершенно неинтересны тонкости С++, а вот цены в магазинах города, прогноз погоды и т.д. – это да, это интересно всем.

Как правило, большинство документов “для общего пользования” подготавливает секретарь-машинистка. Она по определению ничего не знает о программировании, но на нее возложена задача довести этот материал до людей. Могу ли я выполнить ее работу? Во-первых, соревноваться в скорости набора мне будет достаточно тяжело. Во-вторых, зачем? Наверное, все-таки программист должен писать программу, художник рисовать, а журналист готовить статьи.

Знаете, время одиночек прошло. Нормальные, хорошие сайты дедовскими методами просто не поднять. Давайте честно скажем себе: “Один я это не сделаю, а если и сделаю, то к моменту завершения проекта он безнадежно устареет”. Кому будет нужно прекрасное поздравление к Новому Году, выложенное в феврале? Никому, кроме создателя. По своему опыту скажу, что принципиально изменить один из разделов сайта в одиночку можно где-то за месяц, подготовить статью – неделя. А сайт должен жить, он должен меняться каждый день.

Обратимся к истории. В 1975 году Фредерик П. Брукс написал свой знаменитый “Мифический человеко-месяц”. Там он подробно описал состав команды для реализации сложной системы. Я не ставлю под сомнение его выводы, но времена меняются, меняются и требования.

На мой взгляд, для создания хорошего сайта необходим коллектив разработчиков в составе:


  • Человек, прекрасно разбирающийся в сути вопроса
  • Руководитель
  • Сценарист
  • Художник
  • Web-дизайнер
  • Web-программист
  • Журналист
  • Тестер

Конечно, бывает так, что находятся 1-2 человека, сочетающие в себе все эти качества или хотя бы знающие обо всем понемногу. Но, согласитесь, достаточно редко можно встретить специалиста, разбирающегося во всех тонкостях бухгалтерии и способного писать на Perl, или художника, способного грамотно разработать базу данных.

Если сайт готовит один человек, а это обычно или компьютерный художник, или программист, то получаются страницы либо с неплохим графическим оформлением, но плохо реализованные программно, либо невзрачные, но хорошо оптимизированные и с приличным интерфейсом. И в том, и в другом случае классическая болезнь – неграмотная подача материала, а то и просто отсутствие такового.

Самый минимум – это два человека. Не один, а именно два! Второй человек необходим хотя бы для того, чтобы общаться с ним, спрашивать: “А что тебе не понравилось? А так лучше?”. Это как раз тот самый независимый тестер. В его качестве, как правило, выступают посетители сайта. Но лучше, если кто-нибудь посмотрит на Ваше творчество еще до выкладки, а еще лучше на стадии проектирования.

Теперь давайте рассмотрим работу каждого специалиста более подробно.

Начинается все с идеи или заказа. Вам предложили сделать сайт о любимой кошке Вашего начальника, или наоборот, Вас самих осенило, что в Интернет до сих пор нет описания жизни Вашей собачки. Итак, появился Заказчик. Как правило, он не входит в коллектив разработчиков, но работать с ним все равно придется. Именно он задает требования конечному продукту и иногда платит. Принимать заказ, общаться и сдавать работу Заказчику придется Руководителю. И он обязательно должен письменно зафиксировать заявку. Это позволит точнее сформулировать требования к Вашему бессмертному творению.

Далее необходимо найти человека, который знает все о котах или хотя бы об этой конкретной кошке. Этот “Человек, прекрасно разбирающийся в сути вопроса” по существу создает информационное наполнение сайта. А поскольку без информационного наполнения никакой дизайн не спасет сайт от забвения, этот человек оказывается едва ли не самым главным после Заказчика. Кто это будет, зависит от конкретного случая. Возможно, это будет секретарь фирмы, каждый день присылающая Вам прайсы для выкладки, возможно специалист по работе со средствами массовой информации Вашей же организации, возможно, Вы сами. Важно чтобы этот человек думал не столько о том, как это выложить, сколько о самом материале. Окончательную доводку материала делает Журналист, человек неплохо владеющий пером.

Итак, есть заказ, идет подготовка материала. Теперь нам нужна сценарная группа. Она готовит контент-сценарий и постановочные сценарии – рабочие документы проекта. Эти документы определяют цели и спецификации и служат краеугольным камнем успеха. Оптимальный вариант если это будут Сценарист, Дизайнер, Программист. Основную работу делает Сценарист (неплохо, если сценарист и руководитель – это один и тот же человек), это его поле деятельности, он знает правила подготовки. Но кроме своей основной специальности он хотя бы обзорно должен владеть Интернет-технологиями и иметь зачатки вкуса. Поэтому после написания сценария он должен помогать писать коды и/или готовить дизайн. Я, например, работал и так и этак. Т.е. иногда мне приходилось делать весь проект самому (и это было плохо); иногда после подготовки спецификаций отдавал дизайн партнеру, а сам писал код; иногда просто следил за реализацией и предлагал изменения. Зачем нужны еще художник и программист именно на этой стадии? На это есть две причины:



  1. Для того чтобы уже в этот момент избежать грубых ошибок и не забыть что-нибудь важное.
  2. Те, кто будет участвовать в дальнейшей реализации проекта, должны проникнуться им как можно раньше. В противном случае придется довольно долго объяснять, что именно требуется, и почему нельзя сделать по-другому. Время, а не деньги, – самый критичный ресурс.

Таким образом, если Вы программист и пишете сценарий, то Вам необходим в пару дизайнер, если же Вы более уверенно чувствуете себя как художник – найдите программиста.
Сценарий готов, так же готовы постановочные сценарии. Теперь задачу можно распараллелить. Художник готовит эскизы, программист куски кода. Но на самом деле теперь наступает царство дизайнера. Вообще то, о том, что должен делать дизайнер, спорят давно и, похоже, безуспешно. На мой взгляд, он должен создать интерфейс или, иначе говоря, способ общения посетителя с материалами сайта. Мало того, что от этого будет зависеть, захочет ли посетитель идти дальше главной страницы, но и то, сможет ли он это сделать. Дизайнер – это тот человек, который убирает препятствия на пути к главному. Это специалист, который обеспечивает комфорт посетителя. Здесь мало иметь хороший вкус, нужно быть еще и психологом.

Каким образом подавать материал, давать ли новости о фирме сразу или предварить их заставкой, реализовать паутинную или линейную структуру, в каком виде подать форму для регистрации, как организовать поиск в каталоге продукции – вот перечень вопросов, которые он решает.

Очень часто решение подобных задач берет на себя программист. Действительно, за время профессиональной деятельности он регулярно общался с пользователями, знакомился с различными типами интерфейса, сам является продвинутым пользователем. Но иногда то, что он излишне продвинут, ему и мешает. Он стремится к чрезмерным наворотам, к красивым, но бессмысленным трюкам, и не понимает, что иногда стоит пожертвовать элегантностью выпадающих менюшек в пользу простоты и наглядности. Поэтому, я считаю, нужно четко разделить работу дизайнера и программиста. Короче говоря, дизайнер должен не дать уйти программисту от спецификаций, заложенных в контент-сценарии.

Что делают художник и программист, Вы все прекрасно знаете. Здесь важно понять, что эти люди не ограничены в своем творчестве инструментами. Хочет художник рисовать в 3DMax – пусть рисует, нравятся фломастеры – ради бога. Если программист считает, что CGI-скрипты следует писать только на ‘С’, и это не выходит за ограничения проекта, то пусть так и делает. Абсолютно неважно верстается страница в Word или в блокноте, если полученный результат соответствует контент-сценарию.

Все члены команды должны прекрасно знать свой участок работ и иметь представление о технологиях, которые использует партнер. Так программист, если он действительно программист, должен наизусть знать HTML, какой-либо язык для реализации CGI, SQL и т.д. и т.п. А вот изучать Photoshop ему совершенно необязательно. Он все равно все не успеет. Нельзя научиться рисовать за месяц. Точно также за месяц нельзя научиться программировать или освоить журналистское дело. Пусть другую часть работы выполняет кто-то еще, такой же профи в своем деле. И тогда обязательно получится добротная вещь. Просто не может не получиться.

Сергей Мартыненко
www.academ.org

By Ruslan Novikov

Интернет-предприниматель. Фулстек разработчик. Маркетолог. Наставник.